На этой неделе российский президент получил официальное письмо от своего турецкого коллеги с извинениями. Они касаются инцидента с гибелью бомбардировщика СУ-24 и его пилота Олега Пешкова. Анкара выразила свое сожаление по данному факту и готова материально компенсировать Москве ее потери.
Напомним, что около семи месяцев назад Владимир Путин назвал приказ Ахмета Давутоглу (премьер-министр Турции до мая 2016г.) сбить военный самолет «предательским ударом в спину», после которого дальнейшие взаимоотношения на прежнем уровне невозможны. На турецкий импорт был наложен запрет, совместные экономические проекты свернуты, в том числе, и строительство атомной электростанции стоимостью в 20млрд. долларов, а туристические маршруты закрыты.
Изначально риторика Реджепа Эрдогана сводилась к тому, что так будет с каждым воздушным судном, которое посмеет нарушить воздушное пространство его страны независимо от его государственной принадлежности. Турецкий истребитель выполнял приказ, а российский бомбардировщик действительно несколько секунд летел над запретной территорией, поэтому извиняться тут не за что.
И вот неожиданный разворот на 180 градусов: и прощения попросили, и любые компенсации пообещали, и семью погибшего летчика признали родной. В чем главная причина написания этого письма? И что это значит для Украины?
Возрождение Османской империи
Немногие знают, что основной политической линией развития турецкого государства в новом тысячелетии является возрождение Великой Османской империи. Основные принципы были сформулированы Ахметом Давутоглу в известной книге «Стратегическая глубина», которая была опубликована в 2001-м году. Их суть заключается в доминировании на всех территориях, некогда принадлежащих династиям Османов: на Ближнем Востоке, в Африке, Азии и Европе.
Именно отсюда вытекают попытки подчинить своей воле европейские государства путем направления к ним нескончаемого потока беженцев. Отсюда всесторонняя поддержка и финансирование терроризма в Сирии с целью уничтожить одно из самых мощных государств региона. Вмешательство Москвы в сирийский конфликт стало серьезным препятствием для Анкары. Она лишилась очень мощного источника доходов в виде практически бесплатной нефти, а также потеряла все шансы восстановить контроль над данной территорией. Более того, у нее возникла реальная угроза создания на своих границах враждебного курдского государства. Чтобы восстановить статус-кво был сбит один из российских самолетов, которые возвращаясь на базу, вынужденно пересекали аппендикс турецкой земли, глубоко вклинившийся в территорию Сирии.
Расчет был прост: уничтожение военного самолета по международным правилам является казусом белли, то есть поводом для войны. Россия должна была адекватно отреагировать, и тогда в конфликт со всей своей мощью вступал блок НАТО, а именно Соединенные Штаты и Европа. Стратегическое положение Турции таково, что в результате вероятной Третьей мировой войны она оставалась бы единственной державой, способной стать новым лидером мира.
Одному очень страшно
Однако все пошло не по плану. Кремль отреагировал неадекватно и просто «перекрыл кислород» турецкой экономике. Союзники по НАТО так же не поддержали стремления Анкары к мировому господству. Они просто пришли в ужас только от одной мысли о том, к чему могли привести действия одного из членов североатлантического блока. В конечном итоге турецкие власти остались против России один на один. Как оказалось, это очень страшно.
Вся туристическая инфраструктура рухнула в одночасье. Попытки насильно загонять собственных граждан в пустующие отели на побережье имели силу припарок для мертвого тела. Закрылись отели, магазины, рестораны, опустели рынки. Из-за отсутствия сбыта остановились предприятия, разорились сельхозпроизводители. Резко возросла безработица, а народный гнев стал стремительно приближаться к точке кипения, за которой следует взрыв.
Победу на европейском театре также одержать не удалось. Шантаж с помощью беженцев ни к чему не привел — Турции в очередной раз отказали во вступлении в Евросоюз, которого она дожидается уже несколько десятилетий.
Сложилась практически безвыходная ситуация, в которой нужно было что-то решать. И Эрдоган сделал единственно верный выбор.
И остался при своих
В мае он отправил в отставку апологета «неоосманизма» Ахмета Давутоглу, официально извинился перед Россией и получил надежду на постепенное восстановление межгосударственных отношений. Процесс не будет быстрым, но с туристического бизнеса все административные запреты уже сняты. Несмотря на теракт в аэропорту, россияне обязательно поедут привычными маршрутами, следовательно, экономика заработает. Остальное – дело времени. Правда, иллюзий на его счет у российского руководства больше не будет никогда.
На предстоящей личной встрече с Владимиром Путиным, наверняка, будет реанимирован вопрос о «Южном потоке» — газопроводе по дну Черного моря. Параллельно по газовой тематике достигнуто взаимопонимание с Израилем – Турция согласилась стать транзитной страной для его голубого топлива, идущего в Европу с месторождения Левиафан. В конечном итоге Реджеп Эрдоган мастерски решил свои проблемы, одновременно «насолив» и Западу, и Востоку, то есть остался верен своей политике возрождения Империи путем сдержек и противовесов.
Причем здесь Украина?
Турецкий пример для украинской власти весьма полезен. Она уже практически осталась в одиночестве, лишившись всех своих западных партнеров, с разваленной экономикой, социальными проблемами и полным отсутствием перспектив дальнейшего развития при существующем политическом курсе.
В схожей ситуации Эрдоган включил мозг на полную мощность и развернулся в сторону России, но для Петра Порошенко подобный маневр гарантированно окажется смертельным. Страну разорвет на части, словно хомячка от грамма никотина. Однако, то же самое произойдет и так. Все лозунги Майдана, европейские перспективы и прочее давно потеряли свою магическую силу. Наверное, уже нет людей, которые бы не видели, кого они привели к власти и куда она их тащит.
О минских соглашениях можно забыть
Хотя и поговаривают, что Порошенко всеми правдами и неправдами насобирал триста голосов в Раде для голосования по особому статусу Донбасса 14-го июля, но верится в это с трудом. Так же маловероятно, что исполнится обещание Дмитрия Яроша залить страну кровью в случае принятия такого решения. Для этого у его движения «ДИЯ» нет ни сил, ни ресурсов. Американцы давно прекратили финансирование проекта под названием «Украина», поскольку свои возможности он полностью исчерпал, хотя к ожидаемым результатам и не привел. МВФ в предоставлении денег отказал под надуманным предлогом урегулирования спора по российскому кредиту в три миллиарда долларов, полученных еще при Януковиче.
Всем уже понятно, что о минских соглашениях можно забыть. Работа контактных групп на этом фоне выглядит мышиной возней. Они ничего не решают. Не влияют на ситуацию и европейцы, которые всерьез занялись собственными проблемами, связанными с потенциальным распадом Евросоюза. Конечно, Англия не покинет его завтра, но центробежные силы уже начали действовать и что-то с этим нужно делать. Получается, что окончательно украинский вопрос решится в ходе диалога Москвы и Вашингтона, который начнется с приходом к власти новой администрации Белого дома, то есть не ранее января будущего года.
К этому времени Россия должна полностью освободиться от сирийской проблематики. Украину ждет федерализация, о которой изначально говорила Москва, и возвращение на традиционные рынки Таможенного союза. После всего произошедшего даже гипотетически примирить последователей Бандеры и Шухевича со сторонниками Георгия Жукова уже невозможно, дальнейшее движение в сторону разваливавшегося Евросоюза просто бессмысленно.
Над глупейшим предложением занять в нем место Великобритании в Брюсселе просто посмеялись, равно, как и потешались над обращением Верховной Рады к Вселенскому Патриарху Константинопольскому с просьбой об отделении украинской церкви от Московского патриархата. «Вселенский» это всего лишь титул, а не круг возможностей.