Как спасали Льва Ландау

Физик Лев Ландау (для коллег и студентов просто Дау) — один из «столпов» советской и мировой науки. Нобелевский лауреат, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской премии, Сталинской премии (трижды!) и множества престижных иностранных научных премий. Почётный член нескольких академий в разных странах, основатель отечественной научной школы теоретической физики. В 1962 году на обледеневшей подмосковной автотрассе Лев Ландау стал жертвой дорожной аварии — в его служебную «Волгу» врезался грузовик.

Советский физик, академик Лев Ландау. Фото:ШколаЖизни.ру (1908-1968).

Удар был страшной силы, в Москву, в больницу, Льва Ландау привезли без признаков жизни. Диагностированы травмы черепа, многочисленные переломы, повреждения лёгких, шоковое состояние. В 50-ю больницу срочно съехались светила советской медицины. Началась изнурительная борьба за жизнь учёного. Ландау удалось вывести из шока, но его общее состояние продолжало ухудшаться. Начались осложнения, на пятый день после катастрофы остановилось дыхание. В палате появился аппарат «искусственные лёгкие».

Ландау трижды впадал в состояние предсмертной агонии, и трижды медикам удавалось его из этого состояния вывести. Однако на 15-й день начался отёк головного мозга, дальше можно было ожидать только смерть. И здесь начался второй этап борьбы за спасение Дау, героями которого стали уже не медики, а физики.

Кто-то из врачей вспомнил, что уже создан и применяется в Чехословакии и Англии препарат, который позволяет «вытаскивать» таких больных. Названия препарата никто в СССР не знал, но академику Андрею Капице, другу и коллеге Ландау, всё же позвонили. Капица тут же стал звонить крупнейшим физикам Европы: Патрику Блеккету, Нильсу Бору, Пьеру Бикару — на тот момент все они были Нобелевскими лауреатами, как и сам Капица.

«Великий Дау». Фото kp.ru

Поиск затрудняло то обстоятельство, что название препарата было неизвестно. Однако Блеккет через другого знаменитого физика и тоже нобелевца, Джона Кокрофта, сумел-таки найти нужное лекарство и отправить его с лётчиками рейсового самолёта в Москву. На коробке с ампулами написали просто: «Для Льва Ландау». Дошло, в аэропорту посылку уже ждали.

Солидарность великих физиков ХХ века победила, Лев Ландау выжил. И прожил ещё шесть лет, правда, вернуться к научной деятельности по состоянию здоровья вернуться уже не смог. Но ведь медики и учёные спасали не Ландау-физика, а Ландау-человека….

Владимир Царан