Время правления Елизаветы I (1559-1603), по мнению историков — «золотой век» Англии. Страна поднялась на новый уровень экономического и культурного развития, это эпоха Вильяма Шекспира, Кристофера Марло, Френсиса Бэкона. «Королева-девственница» (Елизавета не вышла замуж до самой смерти) в частных беседах признавалась, что совсем не стремится связывать себя супружескими узами. Однако в предложениях «руки и сердца» недостатка не было. Эти предложения Елизавета, как полагают историки, не рассматривала всерьёз, но умело использовала в дипломатической и политической игре. Проще говоря, «водила женихов за нос».
Дольше всех в женихах Елизаветы проходил французский принц, герцог Алансонский Франсуа, он сватался около 10 лет. Но самое экзотическое предложение пришло из далёкой Московии, от русского царя Ивана Грозного. Царь состоял в длительной переписке с королевой, которая происходила в два этапа, с 1562 года по 1570-й и с 1582 по 1584-й. Всего Иван Грозный и Елизавета обменялись 11 посланиями. Интересный момент — царь именует себя, как было принято среди русских монархов, «Мы», а к Елизавете обращается на «ты» — «Мы думали, что ты…»
В переписке нет прямого указания на брачные узы, там всё больше о делах хозяйственных, Англия недавно получила беспошлинную торговлю в Русском . Но в последнем письме Грозного, завершающем первый этап переписки , содержатся ссылки на некие «тайные дела великого значения», такая формулировка обычно подразумевает династический брак и переезд одного из супругов-монархов в страну другого. Судя по раздражённому тону, накануне в устных неофициальных переговорах по обеим пунктам был получен отказ. Поэтому в письме высказываются довольно грубые упрёки в том, что за королеву дела ведут «другие люди», а сама Елизавета названа «простой девицей». Беспошлинную торговлю английскими товарами Иван отменил.
Однако через 12 (!) лет, на 54 году жизни, отправив в монастырь очередную жену, Иван Грозный снова стал искать невесту за Ла-Маншем, для чего возобновил переписку с Елизаветой I. Речь шла о племяннице королевы. А поскольку Русское царство и на этот раз разрешило беспошлинную торговлю английскими товарами, всё пошло по прежнему сценарию. Елизавета жаловалась, что не может послать Ивану портрет племянницы, поскольку она некрасива, больна (чёрной оспой!) и не может оторвать голову от подушки. Словом, тянула время, пока смерть Ивана Грозного не положила всей это истории конец.
Владимир Царан