Как появляются на свет императоры (подробности рождения Николая II)

В октябре 1867 года консилиум врачей пришёл к выводу о беременности Марии Фёдоровны Романовой. Почему факт беременности одной 20-летней женщины, вполне здоровой, устанавливал целый врачебный консилиум? Потому что Мария Фёдоровна, ещё недавно бывшая датской принцессой Марией Софией Федерикой Дагмарой — это супруга великого князя Александра Александровича, будущего российского императора Александра III. А Марией Фёдоровной она стала, приняв православие накануне венчания с великим князем Александром. Беременность великой княгини была первой, способность приносить потомство — важное династическое качество, которым должны обладать супруги монархов.

Будущий император Николай II в детстве. Фото:uznayvse.ru

Поэтому ни о какой врачебной тайне не могло быть и речи, хотя о беременности Марии Фёдоровны не сообщила ни одна российская газета. Но знала об этом вся империя. Знала и переживала, вместе с молодым супругом, великим князем Александром, который, по тогдашней моде, вёл личный дневник. Из этого дневника можно узнать, насколько сильным был ажиотаж вокруг беременности великой княгини, «цесаревны», как принято было её называть в просторечии. И как досаждали цесаревичу нелепые слухи о том, что Мария Фёдоровна «угасает».

Дело в том, что у этого брака, в целом вполне счастливого, с самого начала была трагическая нотка. Датская принцесса Дагмара первоначально была невестой старшего брата Александра Александровича, великого князя Николая Александровича, официального наследника российского престола. Дагмара и Николай были официально помолвлены. Но в 1865 году, во время путешествия по Европе, Николай Александрович заболел острой формой туберкулёзного менингита и скоропостижно скончался. Александр и Мария вместе ухаживали за умирающим Николаем, на этой почве между ними и возникла духовная близость, переросшая в любовь.

Александр III и Мария Фёдоровна в молодости. Фото:историк.рф

Мария Фёдоровна родила сына 18 мая 1868 года. Его назвали Николаем, в память о безвременно ушедшем старшем брате великого князя. Как писал в своём дневнике счастливый отец Александр Александрович, «…все шло и идёт так хорошо, как нельзя лучше». Откуда ему, да кому угодно, было знать, что Александровский дворец, где родился будущий император Николай II, станет в марте 1917 года местом его ареста. А в августе того же года — местом, откуда начнётся трагический путь императора и его семьи в тобольскую ссылку и месту расправы, в Екатеринбург.

Владимир Царан.