Восьмого марта 1988-го года произошел, пожалуй, самый масштабный и кровавый террористический акт времен Советского Союза, совершенный членами одной большой и довольно известной семьи Овечкиных. В результате провалившейся попытки угона пассажирского самолета ТУ-154 с целью побега из СССР, были ранены девятнадцать человек и еще девять погибли, в этом числе, пять членов семейства самих Овечкиных.
Когда праздничным весенним днем люди поднимались на борт воздушного судна, следовавшего маршрутом Иркутск – Курган – Ленинград, каждый строил свои планы: одни летели в гости, другие по работе, третьи возвращались домой. У семьи Овечкиных тоже был свой план, который они вынашивали около полугода: угнать самолет, и совершить на нем дерзкий побег из страны.
Но как мать-героиня из Иркутска и одиннадцать её детей, снискавших всесоюзную славу благодаря семейному джазовому самодеятельному ансамблю под названием «Семь Симеонов», стали террористами?
Они решились на отчаянный шаг, а потерпев поражение, предпочли умереть. Но отвечать за содеянное пришлось тем членам семьи, которые после этих драматических событий остались живы.
История многодетной семьи
Без преувеличения можно сказать о том, что главой семейства Овечкиных была их мать – Нинель Сергеевна. Она рано вышла замуж за шофера по имени Дмитрий, от которого впоследствии родила двенадцать детей: семь сыновей и пять дочерей. Одна из девочек, которой дали имя Лариса, умерла во младенчестве.
Супруг регулярно злоупотреблял горячительными напитками, а в пьяном угаре становился агрессивным и опасным. Он нередко хватался за ружье, угрожая членам семьи расправой. В мае 1984-го года мужчина скончался от побоев, нанесенных ему старшими сыновьями Василием и Дмитрием.
Правоохранительные органы расценили их действия как необходимую самооборону, так что, никаких обвинений не выдвигалось и наказания тоже не последовало.
Нинель Сергеевна получила звание матери-героини, от исполкома её семье выделили большой частный дом с участком в восемь соток. Огород и домашнее хозяйство отнимало все свободное время, так что Овечкины жили довольно замкнуто, много работали, и никто из многочисленных наследников не вел праздного образа жизни.
Мама установила в семье строгую дисциплину, но, при этом, всегда относилась к детям с добротой и уважением. По воспоминаниям старшей сестры Людмилы, их семейство особенно никогда не бедствовало, но и каких-то излишеств тоже не имело, а все ими нажитое добро было результатом постоянной тяжелой работы.
Семейный ансамбль «Семь Симеонов»
Из-за домашнего хозяйства, отнимавшего много сил и времени, у детей не было каких-то хобби или увлечений. Но однажды старших мальчиков выбрали в качестве горниста и барабанщика для пионерского отряда. Так они начали посещать музыкальный кружок, и постепенно простое увлечение переросло в профессиональное занятие.
Со временем в тот же кружок начали ходить и подросшие младшие братья, а через некоторое время мама записала сыновей в Иркутское областное музучилище на класс духовых инструментов. В 1983-м году, при содействии музыкального руководителя Владимира Романенко, был основан семейный ансамбль, получивший название «Семь Симеонов» в честь известной народной сказки.
Старший из братьев – Вася играл на ударных инструментах, Дима играл на трубе, Олег освоил саксофон, Саша играл на контрабасе, Игорь виртуозно овладел игрой на пианино, а самые младшие мальчики Миша и Сережа играли на тромбоне и банджо соответственно.
Их дебютное выступление состоялось на сцене знаменитой Гнесинки, а вскоре семейный ансамбль из Иркутска начал выигрывать один музыкальный конкурс за другим, гастролировать по Советскому Союзу и стал известен во всех уголках страны.
О талантливых братьях-музыкантах писали в газетах, о них даже сняли документальный фильм, а популярность ансамбля и регулярные гастроли помогли поправить материальное положение многодетной семьи.
Трое старших братьев по протекции смогли стать студентами сразу третьего курса Гнесинки. Более того, в престижном учебном заведении им выделили полную стипендию, но, всего год спустя, они ушли из училища, решив, что учебная программа для них излишняя и несущественная. После этого они возвратились из столицы обратно в родной Иркутск.
В середине 80-х годов у музыкантов начались непреодолимые разногласия с Романенко, после чего они прекратили сотрудничество, и для ансамбля наступили непростые времена. Гастроли резко сократились, количество концертов, где бы братья могли получить хорошие гонорары, сошло к минимуму, и зачастую выступать им приходилось за чисто символическую плату, или вообще бесплатно.
Бытует мнение, что спад популярности семейного ансамбля был связан с тем, что мальчики выросли, ведь выступление детей-музыкантов всегда вызывает куда больший интерес у публики.
Тем не менее, осенью 1987-го года ансамбль побывал с гастролями в Японии, где на ребят обратили внимание и предложили выгодный контракт. Остаться за рубежом они не смогли по ряду причин, но именно тогда у них появилась идея побега из Советского Союза.
Разработка плана побега
Когда братья-музыканты возвратились домой, то начали активно распродавать свое имущество, а на вырученные деньги приобретали под разными предлогами оружие и детали для изготовления самодельных взрывных устройств.
Сама идея угона самолета для реализации их дерзкого плана появилась у братьев в начале 1988-го года. Доподлинно неизвестно, кто именно первым её предложил, но остальные члены семьи её поддержали.
Мать семейства не только не стала отговаривать сыновей, но и одобрила их идею. Более того, женщина фактически стала руководителем этой операции. В свои планы они не посвятили лишь старшую сестру Людмилу, которая к тому времени уже была замужем и давно жила отдельно.
Незадолго до самого преступления, семья совершила пробный полет в Москву, дабы все подробно рассмотреть и разузнать, как им лучше пронести оружие и боеприпасы на борт. Днем «Х» было выбрано пятое марта, однако, 28-ми летняя сестра Ольга взбунтовалась, отказалась участвовать во всем этом, и предприняла попытку уйти из дому. Тем не менее, её вернули и убедили следовать плану, а билеты обменяли на восьмое марта.
Угон пассажирского самолета
В назначенный день семья из одиннадцати человек (мать и десять детей) поднялась на борт самолета. Музыканты, якобы, летели на выступление в Северную столицу, а их ручную кладь и инструменты тщательно проверять не стали, что позволило злоумышленникам пронести несколько обрезов, патроны к ним и самодельные взрывные устройства, часть которых была спрятана в двойном дне огромного контрабаса.
Семья разместилась в хвостовой части и не вызывала никаких подозрений. Но во время полета старшие братья Овечкины, угрожая обрезами, запретили другим пассажирам покидать свои места, и передали через бортпроводницу послание с требованием лететь в Великобританию и посадить самолет в Лондоне или каком-то другом крупном городе.
В сложившихся экстремальных обстоятельствах командир воздушного судна имел право действовать на свое усмотрение, для спасения жизней пассажиров. Изначально экипаж действительно хотел направить самолет в указанное захватчиками место, но топливо было на исходе, а посему пришлось совершить посадку для дозаправки.
Злоумышленников обманули, сказав по громкой связи, что самолет совершает посадку в финском городке Котка. На самом же деле судно приземлилось на военном аэродроме в Ленинградской области. Когда обман раскрылся, братья требовали немедленно взлетать и грозились начать убивать заложников. Чтобы не быть голословным, Дмитрий застрелил 28-ми летнюю бортпроводницу Тамару Жаркую.
Когда начался штурм самолета, оказалось, что прибывшее для этого подразделение милиции ранее никогда не сталкивалось с подобными ситуациями, и понятия не имело, как им действовать.
Преступники оказали ожесточенное вооруженное сопротивление, а члены группы захвата, начав стрелять в ответ, ранили нескольких заложников. Когда же патроны были на исходе, Овечкины пустили в ход самодельные бомбы, в результате чего на борту начался пожар.
Старший брат велел Ольге вывести из самолета сестер и двоих младших мальчиков: тринадцатилетнего Мишу и девятилетнего Сережу, заверив, что им ничего не будет. Оказавшись в безвыходной ситуации, мать приказала старшему сыну убить её, братьев и себя. Василий выполнил её волю, но в живых остался семнадцатилетний Игорь, который испугался и сумел спрятаться.
В результате погибли девять человек, пятеро из которых были членами семьи Овечкиных, девятнадцать человек получили ранения разной степени тяжести, а самолет был попросту уничтожен огнем, и восстановлению не подлежал.
Следствие и суд над Овечкиными
Следствие по этому непростому и беспрецедентному делу длилось более полугода. Из всех выживших членов некогда большого и дружного семейства судить могли только Ольгу и Игоря, который остался жив только потому, что спрятался, когда Василий, по приказу матери, ликвидировал братьев.
Старшую сестру Людмилу привлекать было не за что, так как она пребывала в полном неведении, и, более того, даже собиралась с мужем и детьми навестить родных в то злосчастное восьмое марта.
В ходе следствия выяснилось, что Ольга ждет ребенка. Она утверждала, что с самого начала была против побега, а тем более, угона самолета, но идти против семьи не смогла. Женщина признавала свою вину и давала подробные правдивые показания.
А вот её брат Игорь показания все время менял, пытался свалить вину на братьев и даже на музыкального руководителя, который, якобы, подстрекал их к побегу, но позже юноша сознался, что оклеветал его.
Ольге дали шесть лет тюрьмы вместо восьми, взяв во внимание её беременность. Её брат получил восемь лет, но оба отсидели всего по четыре с половиной года, и были освобождены досрочно.
В тюрьме женщина родила дочку, которой дала имя Лариса, в честь покойной сестры. К четверым младшим Овечкиным: братьям Сереже и Мише, а также сестрам Ульяне и Тане никаких обвинений не выдвигалось по причине их слишком юного возраста.
Как сложились судьбы выживших членов семьи
Пока Ольга отбывала назначенное ей наказание, её старшая сестра Людмила добилась права опеки над племянницей Ларисой, которую хотели отдать в детский дом, притом, что у неё самой на тот момент уже подрастало трое собственных детей.
Четырнадцатилетнюю Таню и десятилетнюю Ульяну старшая сестра тоже забрала себе, а вот мальчики отправились в интернат, который находился недалеко от дома Людмилы, так что она могла присматривать и за ними тоже. Позже Миша и Сережа тоже перебрались в её дом.
После тех резонансных трагических событий Людмиле настоятельно рекомендовали отречься от матери и других членов семьи, но женщина наотрез отказалась это делать.
Судьба Игоря сложилась трагически. После освобождения он имел проблемы с алкоголем и наркотиками, зарабатывал, выступая в разных увеселительных заведениях. В 1999-м году был задержан за распространение наркотических препаратов, и вскоре умер в СИЗО при невыясненных до конца обстоятельствах. Вероятнее всего, его убил сокамерник.
Ольга после освобождения осталась жить в Иркутске, торговала на одном из местных рынков рыбой. Женщина забрала дочь Ларису к себе, но не смогла за ней должным образом ухаживать, в итоге ребенок вернулся к тете Люде.
Ольга скончалась летом 2004-го года от побоев, которые ей нанес сожитель в ходе пьяной ссоры. Незадолго до трагедии она родила еще одного ребенка – сына Василия, которого также впоследствии опекала сестра Людмила.
Подросший Сергей тоже какое-то время играл на площадках ресторанов. Он неоднократно пытался поступить в музучилище, но ему каждый раз отказывали, ссылаясь на скандальную известность его семьи.
Сергей имел серьезные проблемы со здоровьем, так как при штурме самолета получил ранение в бедро, и из-за высокого риска извлекать пулю из тела ребенка не стали. С семьей он виделся последний раз в середине 00-х годов, когда после размена недвижимости забрал свою долю и уехал в Новосибирск. Там он попал в тюрьму и скончался в 2009-м году.
Судьба Михаила складывалась более благополучно. Он уехал в Северную столицу, смог поступить там в институт культуры, принимал участие в выступлениях джазовых ансамблей и стал участником старейшего в стране джазового клуба под названием «Квадрат».
В начале 00-х годов он эмигрировал в Испанию, где продолжил музыкальную карьеру. Несколько лет назад мужчина перенес инсульт, получил инвалидность. Ныне он постоянно проживает в солнечной Барселоне.
Подросшая Ульяна вышла замуж и родила дочку. Но семейная жизнь не складывалась, муж пил и избивал её, а позже он сам был убит в драке. Женщина тоже пристрастилась к горячительным напиткам, пыталась свести счеты с жизнью, однако, осталась жива, став инвалидом. Жила на пособия и маленькую пенсию, в середине 10-х годов скончалась от развившейся пневмонии.
Еще одна сестра Татьяна вышла замуж и сменила фамилию на Попова. Она родила сына и перебралась в другой город. В 2006-м году женщина принимала участие в съемках документального детектива «Следствие вели.. с Леонидом Каневским», в выпуске, посвященном захвату самолета, а в минувшем году она была задействована в съемках документального телепроекта «Волчья стая Овечкиных», вышедшего на телеканале НТВ.
Что касается просторного частного дома, в котором жила некогда большая и дружная семья, то он, как и две городские квартиры, не были конфискованы, и остались во владении выживших членов семьи. Дом и участок оказались заброшенными, строение постепенно разрушилось, а в 2010-м году было снесено окончательно.