Как советская власть отблагодарила убийц Александра II

Царей за всю долгую историю Руси убивали не однажды. Но убийство членами подпольной организации «Народная воля» императора Александра II, «царя-освободителя» в марте 1881 года — первое, которое с полным основанием можно считать террористическим актом.


Жертвы теракта у Екатерининского канала. Рисунок неизвестного художника, 1881 год.

Народовольцы изготовили четыре бомбы для ручного метания, две из них взорвали у набережной Екатерининского канала, в момент проезда императорской кареты. В результате, кроме императора, погибли ещё трое: терской казак из конвоя, несовершеннолетний мальчик из соседней мясной лавки, и один из участников покушения, Игнатий Гриневицкий. Одиннадцать человек ранено. По всем признакам покушение 1 марта 1881 года — самый настоящий теракт.

Все участники «Народной воли» были арестованы в течение нескольких дней. Пятеро непосредственных участников цареубийства — Софья Перовская, Андрей Желябов, Тимофей Михайлов, Николай Кибальчич и Николай Рысаков (выдавший своих товарищей) были осуждены и публично казнены спустя месяц. Других народовольцев судили в течение трёх лет в ходе нескольких судебных процессов. Большинство заговорщиков получили длительные или пожизненные сроки каторжных работ, один, морской офицер Николай Суханов, приговорён к расстрелу за измену присяге.

Судьба осуждённых народовольцев сложилась по-разному. Некоторые умерли в молодые годы, не выдержав тягот тюремного и каторжного содержания. Лишь несколько десятков человек дожили до глубокой старости и переворота в общественном сознании, когда террористический акт стали считать… подвигом! Именно это произошло после Октябрьской революции 1917 года — организаторы теракта у Екатерининского канала в одночасье стали… жертвами царизма! Более того, в 1926 году, в рамках празднования (!) 45-й годовщины убийства Александра II, было принято Постановление Совнаркома СССР о назначении оставшимся в живых девятерым участникам цареубийства пожизненных персональных пенсий.

Фото:zaumnik.ru

А в 1933 году, когда этих участников оставалось всего пятеро (Вера Фигнер, Михаил Фроленко, Анна Якимова, Фанни Морейнис, Анна Прибылёва), ещё одним Постановлением СНК пенсию сделали повышенной — 400 рублей ежемесячно. Для сравнения: средняя зарплата по стране, по данным ЦСУ, в 1926 году — около 60 рублей. При этом в формулировке указано уже чётко: «участникам террористического акта 1 марта 1881 года».

Владимир Царан.