Крупнейшие «нефтяные кризисы» и их последствия

Начиная с семидесятых годов мир потрясла серия кризисов, связанных с существенными колебаниями цен на нефть. Каждое из этих событий представляло собой комбинацию экономических и военно-политических обстоятельств и имело серьёзные последствия для мировой экономики.

 

 

Нефтяное эмбарго ОПЕК

Война Судного Дня стала спусковым механизмом нефтяного эмбарго ОПЕК в 1973 году. Спустя 10 дней после внезапного начала этой войны 6 стран ОПЕК подняли цену добываемой ими нефти на 17% (с 3,12 до 3,65 долл. за баррель), а также объявили о сокращении добычи. Таким способом министры ОПЕК решили использовать зависимость развитых стран от поставок нефти и оказать давление на «недружественные государства», оказывающие военную и экономическую помощь Израилю.

Нефтяное эмбарго ОПЕК. Фото: oilcapital.ru

За повышением цен и сокращением экспорта последовали более жесткие меры. Первой страной, на которую наложили нефтяное эмбарго Саудовская Аравия, Ливия и другие арабские страны, были Соединенные Штаты. Затем эмбарго было объявлено Нидерландам и распространено на Португалию, Родезию, а также ЮАР. Следующий значительный рост цены произошел в декабре 1973 года, когда в ОПЕК решили поднять её с 5,12 доллара за баррель до 11,65 доллара.

Поскольку США не только импортировали нефть, но и имели свои собственные значительные запасы, президентом США Никсоном бы подписан «Чрезвычайный закон о распределении нефти» в качестве контрмеры, которая позволила правительству контролировать добычу нефти, цены и распределение. Чтобы справиться с огромным ростом цен на нефть и его негативным экономическим воздействием, в феврале 1974 года Соединенные Штаты провели энергетическую конференцию в Вашингтоне, в которой приняли участие 13 промышленно развитых и нефтедобывающих государств. После общего соглашения арабские страны в марте объявили о прекращении эмбарго против Соединенных Штатов (за исключением Ливии), а в июне и июле эмбарго против всех других государств были отменены.

По мнению главы консультационного органа ISPSW в Берлине доктора Питера Рёлля, Соединенные Штаты могли применить военные меры, если бы нефтяное эмбарго продолжилось.

Сокращение общей нефтедобычи в период кризиса составило около 7%. Прежний уровень был достигнут в мае 1974 года. Сокращения в арабских странах, экспортирующих нефть, были намного выше и достигли 25% в ноябре 1973 года. Учитывая важную роль этого конкретного региона как поставщика нефти, влияние на цену было значительным. Цена на нефть выросла с 2,59 долл. в 1973 году до 13,06 долл. в июне 1974 года. Произошло увеличение более чем на 500% за 7 месяцев. Цена оставалась стабильной на уровне от 13 до 15 долларов США до 1979 года.

Кризис оказал серьезное влияние на развитие мировых темпов роста, в частности международной торговли, а также прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Хотя мировая экономика все еще росла на 6,9% в 1973 году, темпы роста упали до 2,1% в 1974 году и до 1,4% в 1975 году. Только через третий год после нефтяного эмбарго мировая экономика вернулась к нормальным темпам. Всемирная торговля также значительно пострадала. После роста в 12% в 1973 г. её рост стал отрицательным в последующие два года, составив -5,4% (1974 г.) и -7,3% (1975 г.).

Последствия для мировой экономики в целом были отмечены снижением темпов её роста, сокращением международной торговли и ПИИ. Экономическое воздействие оказалось краткосрочным — по крайней мере, с точки зрения роста ВВП и инфляции, показатели которых вернулась к предыдущим уровням в 1976/77 годах. Тем не менее, безработица оставалась высокой. Долгосрочные последствия были также вызваны увеличением дефицита бюджета и задолженности пострадавших стран.

Извините, бензина нет. Фото: ewitranslate.livejournal.com

Иранский кризис

В целом, политическая обстановка «второго нефтяного кризиса» была обусловлена тремя основными факторами. Одним из них стало падение шахского режима в Иране в результате революции в 1979 году, которая привела к формированию исламского государства под предводительством аятоллы Хоменеи. Вторым фактором была ситуация с заложниками с 1979 по 1981 год, а третьим — война между Ираном и Ираком с 1980 по 1988 год.

После исламской революции в январе 1979 года цена за баррель нефти взлетела до 30 долларов. Одной из основных причин было нарушение поставок. Из-за забастовок рабочих и общей политической ситуации поставки нефти из Ирана почти прекратились в конце 1978 года. Совокупная добыча арабских стран-экспортеров нефти упала на 15% с сентября 1978 года по январь 1979 года. Мировая добыча нефти сократилась приблизительно на 5%. Не только сама революция, но и связанные с ней ожидания повлияли на цену на мировых рынках.

Данная ситуация усугубилась в результате захвата американского посольства в Тегеране в 1979 году. Шестьдесят шесть американцев были взяты иранскими революционерами в заложники. Секретная военная миссия США в апреле 1980 года по их эвакуации закончилась неудачей. Кризис с заложниками завершился их освобождением лишь в январе 1981 года.

Осенью 1980 года на Иран внезапно напал соседний Ирак. Основной причиной стала борьба за господство в регионе между двумя богатыми нефтью странами. В результате совокупные поставки нефти из арабских стран-экспортеров нефти упали в сентябре 1980 года на 35% по сравнению с предыдущим годом. Общемировая нефтедобыча за тот же период сократилась на 12%.

Цена достигла пика в 39 долларов за баррель в течение февраля 1981 года. Это было на 160% выше уровня, предшествовавшего революции в Иране. Потребовалось время вплоть до мая 1983 года, чтобы цена значительно упала ниже 30 долларов за баррель.

Под влиянием иранского кризиса мировой экономический рост снизился с 4,7% в 1978 году до 4% в 1979 году и достиг своей самой низкой отметки в 1982 году (0,8%). Только через два года после этого рост ВВП снова достиг 4,6%. Международная торговля демонстрировала большие колебания роста: с 5,2% до -3,1% в 1982 году. Мировые ПИИ, которые выросли более чем на 25% до 1980 года, сократились на 15% в 1981 году.

Хотя воздействие кризиса было значительным с точки зрения мировой и американской экономики, события имели лишь краткосрочные последствия. Темпы экономического роста после 1982 года резко увеличились.

Иранский кризис. Фото: nasedkin.livejournal.com

Конфликт в Персидском заливе

Основным кризисным фактором стало вторжение возглавляемого Саддамом Хусейном Ирака в Кувейт в августе 1990 года. Рынки отреагировали паникой, опасаясь возможного дефицита нефти. Цена на «черное золото» взлетела с 16,54 долларов за баррель в июле 1990 года до 32,88 долларов в октябре, увеличившись на 100% всего за два месяца. Нефтяные спекуляции также оказали влияние. В то время как аннексия Кувейта и ставшая её следствием война привели к кратковременному росту цен, поставки арабской нефти также пострадали. В августе 1990 года они сократились на 25%, в основном из-за временной неспособности Кувейта осуществлять функции поставщика, а также из-за торгового эмбарго против Ирака. Хотя мировые уровни добычи смогли компенсировать это к ноябрю 1990 года, добыча нефти в арабских странах восстановилась до уровня, который был немного ниже. В то время как ежемесячное потребление нефти в США в течение этого периода оказалось незатронутым, потребление нефти в европейских странах незначительно снизилось до сентября.

Тем временем коалиция ООН во главе с США осуществила военную операцию по освобождению Кувейта и восстановлению стабильности в регионе. Война закончилась победой коалиции 28 февраля 1991 года. Цена нефти вернулась к докризисному уровню так же быстро, как и выросла. В апреле 1991 года она достигла 18,32 долл. США, что лишь немного выше, чем до войны.

Мировой рост ВВП снизился с 2,5% до 0,8% в 1991 году. Он оставался низким и восстановился до 2,2% только в 1994 году. Приток прямых иностранных инвестиций был отрицательным с 1990 по 1992 год.

Война в Персидском заливе. Фото: war.org.ua

«Война низких цен» в 2020 году

В течение многих лет Россия, как один из главных экспортеров нефти, переживала негативные последствия тенденций нефтяного рынка, поскольку способность США производить и экспортировать ископаемое топливо увеличивалась в условиях «сланцевой революции». Россия давно призывала своих коллег из расширенного клуба нефтедобывающих стран, называемого ОПЕК +, увеличить добычу нефти. Однако она столкнулась с сопротивлением со стороны государств Персидского залива, особенно Саудовской Аравии.

Позиция большинства государств ОПЕК во многом была связана с тем, что к началу марта пандемия коронавируса уже подавила глобальный спрос на нефть. Однако Россия отклонила призыв снизить добычу нефти и вместо этого увеличила свои мощности. Страны ОПЕК последовали её примеру. Пределы производства были сняты, и саудиты начали предлагать щедрые скидки на закупки нефти европейским и североамериканским потребителям. Избыток предложения усугубил глобальный кризис спроса.

Какое-то время казалось, что «русский гамбит» окупится. 9 марта, в первый день торгов после кризиса, цены на энергоносители во всем мире рухнули до рекордно низкого уровня за последние 30 лет, и американские добывающие компании были поставлены на грань банкротства.

Но хотя американские производители и столкнулись с трудностями, обвал цен на нефть оказался невыносимым прежде всего для самой РФ. Россия, безусловно, надеялась, что это будет кратковременная мера, которая заставит глобальных производителей нефти вести переговоры на более выгодных для Кремля условиях. Однако, когда Саудовская Аравия наполнила рынки дешевой нефтью, чтобы конкурировать с Россией, доходы, полученные Москвой, резко упали. За несколько дней рубль потерял 30 процентов своей стоимости. И это вынудило РФ во многом пересмотреть свою позицию.

В конце концов, лидеры ОПЕК + достигли соглашения, фактически положив конец нефтяной войне. Государства-члены этой организации согласились на сокращение мощностей, несмотря на то, что правительство США дало лишь устные обещания поступить сходным образом.

«Спрос в ближайшее время не вернется, и ожидается, что цены на нефть в близком будущем останутся неустойчиво низкими, — считает политический обозреватель Ной Ройзман.- Американские производители сокращают рабочие места, останавливают буровые установки и консервируют оборудование в ожидании продолжительного спада. Но американская индустрия ископаемого топлива выжила, и участие Дональда Трампа в кризисе укрепило роль Америки как главного мирового производителя нефти. Более того, условия мирного соглашения, которые были навязаны России, гораздо жестче, чем те, что готовы терпеть американцы».

Владимир Путин и наследный принц, министр обороны Саудовской Аравии Мухаммед Бен Сальман Аль Сауд. Фото: svoboda.org