Нефть поднимется до $200 за баррель?

В прошлом году цены на нефть упали почти вполовину. Причин на то несколько, но одной из основных можно смело назвать отказ стран ОПЕК сокращать объем добычи нефти на фоне активизации добычи сланцевой нефти и общего спада мировой экономики. И хотя глава ОПЕК недавно высказал мнение, что цены на нефть достигли «своего дна», некоторые эксперты прогнозируют дальнейшее падение до отметок в районе $30.

На этом фоне заявление о том, что цены на нефть могут снова подняться до послекризисных высот, а то и выше, звучат фантастически. Но, тем не менее, это возможно. Причем, во вполне обозримом скором будущем.

Откуда такие прогнозы?

  • Цена за Ближневосточное господство

Инициатором и проводником нынешнего обвала цен на нефть стали страны ОПЕК и, прежде всего, Саудовская Аравия.

Последние годы наблюдалось активное наращивание объемов добычи сланцевой нефти США. Из крупного потребителя США стали серьезным производителем, нарушив устоявшуюся конфигурацию рынка черного золота. И пока на фоне растущей экономики спрос на нефть также возрастал, вторжение США на мировые рынки не было особо ощутимым.

Но при замедлении темпов роста мировой экономики, рост предложения на рынке нефти стал существенно перекрывать спрос. И здесь обозначились серьезные противоречия между США и Саудовской Аравией. Не желая уступать кому-то весьма лакомую долю рынка в виде США и, тем более, делиться с кем-то своей долей мировых продаж, Саудовская Аравия отказалась сокращать объемы добычи нефти. Это и послужило тем фактором, что обрушил вниз цены на нефть. Таким образом, СА расширила свои рынки и нанесла ощутимый удар по сланцевому бизнесу США.

Но для страны, заработавшей свои несметные богатства именно на продажах дорогой нефти, такая политика опасна так же, как и для других нефтедобытчиков.

Напомним, что у большинства арабских государств нефтедобыча обеспечивает 90% бюджета страны. В итоге, по расчетам экспертов, арабские нефтемагнаты потеряли около $350 млрд дохода. Слишком дорого обвал цен на этот продукт обходится и для России, которая, невзирая на уверения официальной Москвы, по-прежнему сильно зависит от конъюнктуры цен на мировом рынке сырой нефти. 

Российская экономика демонстрирует ощутимый спад, а власти нефтедобывающих арабских стран, несмотря на колоссальные объемы суверенных фондов, задумались о том, чтобы затянуть ремни. Так, в Дубаи идет речь о поднятии цен на электроэнергию, а Кувейт снижает государственные субсидии на топливо. Кроме того, звучат речи о святотатстве – введении подоходного налога для населения.

Из-за того, что правителям этих стран приходится сталкиваться с неудобствами, как минимум, а как максимум, – угрозами для экономики, на ближнем Востоке растет недовольство политикой Саудитов. Тем более, что далеко не во всех странах добыча нефти обходится в копейки, как в Саудовской Аравии, потому, к примеру, тому же Кувейту приходится задумываться о сокращении добычи, т.к. по таким ценам добывать нефть скоро станет нерентабельным.

Опасна эта политика и для Саудовской Аравии, т.к. повышение объемов продаж не сможет компенсировать потери доходов, к которым так привыкла страна за последние несколько лет суперприбылей от продажи дорогой нефти. Понемногу запасы страны начнут таять, что повлечет за собой снижение уровня жизни и так не беспредельно довольного нынешним правлением населения страны.

  • Угрозы извне

Ситуация с внешними угрозами выглядит парадоксальной.

Саудовская Аравия, с легкой руки Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаб аль-Мушаррафи ат-Тамимии – основателя ваххабитского движения, и Мухаммада ибн Сауда была создана как ваххабитское государство.

Но сегодня она столкнулась с угрозами со стороны… ваххабитов.

Набирающее влияние Исламское государство все уверенней заявляет о своих претензиях на Мекку и Медину – две главные мусульманские святыни. В ноябре минувшего года лидер группировки «Исламское государство» Абу Бакр аль-Багдади заявил, что ИГ учреждает пять вилаятов: Ливия, Синай, Алжир, Йемен и Саудовская Аравия.

Безусловно, речь не идет о сиюминутном захвате вех пяти заявленных территорий. Скорее говорится о расширении своего идеологического влияния на эти регионы, рекрутинге, обучении и вовлечении в движение новоявленных радикальных мусульман.

Но только не в отношении Саудовской Аравии. Новому исламскому государству нужна столица. Несложно понять, что кроме Мекки другие варианты даже не рассматриваются. Освобождение святыни от неверных, к коим сегодня относятся даже мусульмане, придерживающиеся традиций, отличных от ваххабизма, – священный поход для последователей «истинной веры». А именно к ним причисляют себя представители ИГ.

Напомним, что еще летом газета Times писала со ссылкой на представителей «Исламского государства» (ИГ), что «вооруженные отряды джихадистов готовы к маршу на Мекку — священный город мусульман на западе Саудовской Аравии».

«Никто не знает точных планов ИГ, но очевидно, что группировка попытается захватить Мекку при малейшем шансе на успех. Мы надеемся, они выдохнутся до этого момента, но в таких вещах нельзя полагаться на удачу» — прокомментировали ситуацию в Эр-Рияде.

В начале июля Саудовская Аравия переместила на границу с Ираком в районе провинции Анбар, которая почти полностью находится под контролем ИГ, около 30 тысяч солдат. До конца года саудовцы продолжали укреплять границы и серьезно повысили свою боевую мощь. Согласно открытым данным, с 2002 года саудиты потратили $200 млрд на свою оборону – это очень большие деньги.

Но саудиты – плохие воины. И в случае, если угрозы ИГ воплотятся в реальность, то противостоять давлению радикалов СА не сможет.

  • Внутренние угрозы

Давно известно, что в самой стране нет единства в вопросе поддержки ИГ, проповедуемых ими ценностей и призывов реставрации «истинной веры».

Ключевой вопрос для правителей Саудовской Аравии – послужит ли факт успехов ИГ и полный расцвет возврата к утраченным традициям стимулом для роста поддержки этих идей внутри страны.

Основания опасаться есть.

Напомним, что в мае этого года саудовские силовые структуры сообщили о раскрытии джихадистской ячейки, связанной с ИГ. По делу арестовано 62 человека. Подавляющая часть из них – местные жители, которых обвинили в подготовке вооруженного восстания и серии терактов внутри страны.

И это еще не самое страшное. Опасность в том, что поддержка идей ИГ на самом деле гораздо шире.

В июле газета «Аль-Хайят» опубликовала результаты опроса, которые показали, что 92% опрошенных поддерживают политику ИГ и уверены, что их ценности соответствует ценностям Ислама и исламскому закону.

Если это так, то, учитывая активность и успешность ИГ в вопросе «просвещения» заблудших мусульман и вовлечения их в свои ряды, в королевстве очень скоро может начаться религиозный бум, который не оставит камня на камне от былой саудовской государственности.

  • Утрата союзников

Кто придет на помощь саудитам, если ИГ все же направит свои силы на очищение оскверненной еретиками Мекки и Медины?

На ближайших соседей особо рассчитывать не приходится — угроза ИГ сегодня нависла над всем регионом.

Напомним, также, что политика королевства на рынке нефти вызывает неудовольствие у других нефтедобывающих стран и подрывает основы многолетнего сотрудничества с США.

Если ранее, оговорив однажды, что финансовые рынки остаются за США, а рынок нефти отдается на откуп СА, эти две страны весьма дружно решали не только экономические, но и геополитические вопросы, то сегодня гармония разрушена.

Америка радостно приветствовала политику снижения цен на нефть, пока это выглядело отличной возможностью подрыва экономики извечного геополитического соперника — России.

Но напомним, что США также является нефтедобывающей страной. И сланцевый бум, недавно начавшийся в стране, сулил ей роскошные перспективы.

Но Саудовская Аравия, войдя во вкус от своего все расширяющегося влияния, приложила усилия к тому, чтобы выбросить с нефтяного рынка США с ее сланцевой добычей, как набирающего обороты опасного соперника.

Объемы добычи нефти в Соединенных штатах с лета упали на 20%, а нефтеразведка сократилась на 30%. И это еще цветочки в с сравнениями с проблема, связанными с невозможностью возврата многомиллионных кредитов, которые брались под развитие отрасли нефтедобытчиками.

Сегодня идет речь о сокращении внутреннего потребления нефти, добытой в США, т.к. арабы предлагают ее по ценам, недосягаемым для добычи из сланцевых месторождений. Потому об освобождении от арабской нефтяной «иглы» Америка уже не думает. А уж о международной экспансии со своей дорогой нефтью США может и не мечтать.

В случае, если найдутся силы, способные выбить зарвавшихся саудитов из седла, их недавний союзник только удовлетворенно потрет руки.

Кто-то теряет, а кто-то – находит…

У любой ситуации есть две стороны. Нарастающая мощь ИГ является серьезной угрозой для Саудовской Аравии и всего ближневосточного региона.

Саудовской Аравия может не устоять под давлением все нарастающей мощи ИГ, чему поспособствуют внутренние противоречия в стране и все усиливающаяся популярность идей ваххабизма в регионе.

А союзников в этом противостоянии у королевства не будет, т.к. тупиковая политика саудитов сегодня стала угрозой для благосостояния их недавних друзей. И каждый из них будет рад вернуться к тем чудесным временам, когда нефть, как по мановению волшебства, превращалась в несметные богатства.

Достаточно даже незначительных вооруженных конфликтов, чтобы привести в состояние дисбаланса весь регион.

Напомним, что по сути Ближний восток – территория перманентных замороженных или активных противостояний. Начало войны в СА приведет к тому, что в нее окажется втянут весь полуостров. Это приведет к существенному, глобальному мировому переделу.

Как итог – Саудовская Аравия может рухнуть в самом обозримом будущем.

Цены на нефть снова взлетят до запредельных высот. Вспомним, как это произошло после начала войны в Ливии. А здесь – такие масштабы!

США не станет спасать арабов, т.к. война снова откроет им дверь на мировые нефтяные рынки.

Но кто по-настоящему выиграет от этой войны – это Россия. Несмотря на то, что официальная власть заявляет, что в структуре ВВП страны нефте- и газодобыча составляет всего 16%, стагнация российской экономики в условиях беспрецедентно низких цен на нефть продемонстрировала высокую зависимость страны от цен на черное золото.

А в случае активности и успешности ИГ – Россия снова на коне.

Прощай, господство саудитов!

Здравствуй, нефть по $200!