Подлинная история скульптуры «девушка с веслом»

Миллионам советских граждан эта скульптурная композиция была хорошо знакома. «Девушка с веслом» украшала парки, скверы, территории пионерских лагерей, домов отдыха по всему необъятному Союзу. Вместе с тысячами своих сестёр и братьев из бетона и гипса: пионеров с горнами, пограничников с собаками, колхозниц с серпами. Это называлось «социалистическая садово-парковая скульптурная пропаганда». Эстетически такие растиражированные скульптуры, выполненные зачастую непрофессионалами, выглядели ужасно, к тому же легко разрушались.

«Девушка с веслом», автор неизвестен. Фото:pinterest.co.uk

К середине 50-х годов этот «скульптурный ширпотреб», изрядно поизносившийся, стал исчезать с территорий парков и здравниц. Но простояли некоторые из них, по наблюдениям автора, вплоть до 80-х годов. Среди советской творческой интеллигенции выражение «девушка с веслом» (девушек было больше всего) стало синонимом казённой пошлости и унылого однообразия.

«Отцом» всех этих «девушек» принято считать известного советского скульптора Ивана Шадра, что совсем не так. Шадр в 1935 году действительно создал для столичного парка Горького 12-метровую скульптуру обнажённой девушки, опирающейся на весло. Но приёмная комиссия работу не приняла — она им показалась слишком высокой. «Девушку» отправили на Украину, в Луганск (тогда — Ворошиловград), в местный парк, тоже имени Горького. Простояла до войны и была разрушена при бомбёжке.

А Шадр в 1936 году создал новую скульптуру для ПКиО, на этот раз восьмиметровую. Заодно сильно изменил её образ: девушка стала не такой мускулистой, более женственной и сексуальной. Претензий к ней не было, но и эта работа Шадра была разрушена при бомбёжке столицы в 1941 году.

Скульптура работы Ивана Шадра, 1935 год.

«В серию» ни один из вариантов скульптур Ивана Шадра не пошёл, для этой цели использовалась скульптуры Ромуальда Иодко. Он изваял их высотой 2,5 метра в двух вариациях: «Девушка с веслом» и «Женщина с веслом». Отличить одну от другой было легко: «девушка» одета в трусы и спортивный бюстгальтер, «женщина» — в трусы и футболку. Обе довольно симпатичные, но в ходе тиражирования местные «креативщики» порой далеко уходили от оригинала, и на постаменты иногда попадали настоящие монстры.

Владимир Царан.