Поэт и императрица, или приключения приданного жены Пушкина

«С Екатериной умерла екатерининская слава!» — когда Александр Сергеевич Пушкин в 1824 году писал эти строки, он не мог и предположить, насколько они пророческие и отражают его личную биографию. В частности, историю его женитьбы на Наталье Гончаровой.


Александр Пушкин с женой Натальей Николаевной. Художник Михаил Шаньков

Не секрет, что женитьба Пушкина на внучке богатого помещика и промышленника Гончарова во многом был продиктован расчётом. К тридцати годам Пушкин уже был признан гениальным русским поэтом и получал за публикацию и переиздания своих произведений значительные денежные суммы. По подсчётам биографов поэта, ко времени своей женитьбы Пушкин заработал литературным трудом около 200 тысяч рублей. Огромную сумму, если учесть, что за 10-12 тысяч рублей в то время можно было купить целое имение. Однако одним из богатейших людей России Пушкин не стал, а даже наоборот — влез в большие долги. Широкий образ жизни, пристрастие к карточной игре…

За Гончаровой давали солидное приданное — имение Полотняный завод в Калужской губернии. Имение славилось на всю Россию производством парусов, бумаги и даже одно время поставляло парусину для британского флота. Но надеждам Пушкина поправить женитьбой и получением приданного свои финансы не суждено было сбыться. Дедушка Натальи Николаевны, владелец Полотняного завода Афанасий Гончаров, тоже жил слишком широко, и Пушкиным завод достался уже заложенным за долги.

Неловкость ситуации с приданным родственники Гончаровой попытались сгладить эффектным свадебным подарком. Молодым супругам подарили бронзовую статую Екатерины II, отлитую несколько десятилетий до этого в Берлине для семьи Гончаровых, в ознаменование её визита на Полотняный завод.

Фото: Gorod.kaluga.ru Полотняный завод. Историческая панорама. XVIII век.

Довольно неожиданный подарок, который Пушкин окрестил «медной бабушкой», доставил поэту немало хлопот. Пытаясь хоть как-то «монетизировать» статую, он предлагал купить её у него Монетному двору для переплавки. Или, как сказали бы сегодня, «пытался сдать в цветмет». Монетный двор отказал, статую спустя несколько лет купил промышленник Франц Бард, владелец крупного литейного производства. Но переплавлять реликвию Бард не стал, а продал бронзовую Екатерину дворянскому собранию города Екатеринослава (сейчас — город Днепр на Украине). Долгие годы статуя украшала центр города, однако во время войны и фашистской оккупации исчезла, судьба её неизвестна.

Владимир Царан.