1861 год. В Российской империи отменено крепостное право. А в США в тот год начался военный конфликт между северными и южными штатами, известный как Гражданская война. Эти внешне никак не связанные между собой события, тем не менее, имеют некую точку соприкосновения: в обоих случаях речь идёт об отмене рабовладения. И поэтому глубоко символично то, что в этой Гражданской войне США и Россия оказались фактически союзниками.
11 южных штатов США, в которых ещё сохранялось рабовладение, весной 1861 года объявили о создании собственного суверенного государства — Конфедерации штатов Америки. Со своей конституцией, флагом, армией, президентом (Джефферсон Дэвис) и столицей в городе Ричмонде, штат Виргиния. После того как войска южан атаковали форт Самтер в Южной Каролине, стало ясно — войны не избежать. Над обширной и богатой страной нависла реальная угроза распада.
В Европе внимательно следили за развитием событий на североамериканском континенте. Англия и Франция, опасаясь усиления США, открыто симпатизировали Конфедерации и тайком помогали южанам, продавая им оружие. Вынашивались даже планы создания в поддержку Конфедерации военной коалиции европейских держав, включая Российскую империю. Но Россия с самого начала конфликта заявила о своей поддержке США и правительства президента Авраама Линкольна как единственно легитимного в стране.
Причины для такой бескомпромиссной позиции были серьёзные. Несколько лет назад отгремела Крымская война, в которой Россия воевала против Англии и Франции. Отношения между странами с тех пор оставались напряжёнными, и Россия остро нуждалась в сильном союзнике, каким на тот момент могли стать США. Поэтому министр иностранных дел России Александр Горчаков (кстати, лицейский товарищ Пушкина) от лица императора Александра II заявил о желании России не допустить «расчленения нации», имея в виду США. И заверил, что правительство США может рассчитывать на помощь России.
Эти слова Горчакова не были обычной дипломатической декларацией. Россия подкрепила их отправкой в США в 1863 году сразу двух военных эскадр, атлантической и тихоокеанской, оформив эту акцию как «дружеский визит». Таким образом, на восточном побережье под защитой российского флота со стороны Атлантического океана оказался Нью-Йорк, не имевший никаких береговых укреплений. А на западном, со стороны Тихого океана — Сан-Франциско, важнейший пункт перевалки золота в стране. Проводить военно-морскую операцию, которую всерьёз планировали Англия и Франция, стало слишком рискованно. Президент США Авраам Линкольн лично принял в Белом доме и поблагодарил командующего атлантической эскадрой контр-адмирала Степана Лесовского от имени американского народа.
Владимир Царан