Дворцовые тайны: Новый главный милиционер Одесщины Гия Лордкипанидзе

На одесских землях недавно приземлилось два грузинских «парашютиста». Оба занимали высокие посты у себя на Родине, но почему то «ненька» оказалась милее их сердцу и они с радостью приняли новое гражданство. И, конечно же, новые посты.

Главой милиции Одесской области назначен Гия Лордкипанидзе, который в бытность Михаила Саакашвили занимал в Грузии пост заместителя министра МВД.

Когда президент не последней в списке бывших союзных республик идет на пост губернатора области в страну, где ведутся боевые действия, то возникают вопрос: зачем?

Возможны два варианта объяснений: либо ему сделали настолько выгодное предложение, что от него просто не возможно было отказаться (что вполне вероятно), либо на родине оставаться было уже просто  нельзя (что еще более реально учитывая, что г-н Саакашвили находится в розыске на своей горячо любимой родине).

Но зачем было малоизвестному, пусть и занимавшему высокий пост при Саакашвили, грузинскому милиционеру вострить лыжи и мчать в Украину за своим дражайшим шефом?

Причины, очевидно, те же. Как оказалось, на родине Гия Лордкипанидзе очень даже известен. Причем с весьма скользкой стороны — как посредник в организации международного терроризма.

Если кто-то еще помнит, в 2012 году в Грузии возле поселка Лапанкури была кровавая стычка с чеченскими боевиками. Официальная версия гласит, что боевики планировали через Лопотское ущелье проникнуть из Дагестана в Грузию. Но бравой милицией боевики были вовремя обнаружены и обезврежены.

Но была и другая версия, которую, к слову,высказывали в МВД Грузии после тщательно проведенного следствия.

И эта версия гласит, что чеченские боевики перед событиями в Лопотском ущелье проходили обучение в Грузии, возле Тбилиси. Чеченские боевики были завербованы высокопоставленными представителями грузинских правоохранительных органов для дальнейшей переброски в Россию.

В создании той самой боевой группы воинственно настроенных чеченцев, которые были отчасти уничтожены под Лапанкури, принимал участие родственник  Доку Умарова, для которого священный джихад — не пустые слова. И  именно обещания обеспечить безопасный коридор для прохождения в Россию заставили его пойти на сотрудничество с грузинскими правоохранителями.

Происходило все это еще во времена правления нынешнего одесского губернатора, а тогда — президента ГрузииМихаила Саакашвили.

Как сообщил грузинский омбудсмен Учи Нануашвили в своем докладе по результатам следствия,  которое было проведено уже после ухода Саакашвили, показания свидетелей и найденные документы подтверждают эту версию.

 «В нашем распоряжении оказались факты, свидетельствующие о том, что вооруженная группировка, уничтоженная близ села Лапанкури, была сформирована, вооружена и обучена прежним руководством МВД Грузии» — говорилось в докладе Учи Нануашвили. Чеченский вопрос курировал именно замминистра внутренних дел Грузии Гия Лордкипанидзе. Кстати, следы этих этих террористических групп были обнаружены  во время расследования теракта в Бостоне. Так что Гия Лордкипанидзе известен далеко за пределами родины.

В Грузии нелегальные переходы чеченских боевиков прекратились в 2008 году — правоохранителям удалось закрыть коридоры. 

Но в 2010 году схема «помощи» чеченцам снова заработала. Над всем этим стоял, согласно утверждениям грузинского МВД, тогдашний министр МВД  Вано Мерабишвили, а его заместителем был Гия Лордкипанидзе.

В 2010 году Грузия затребовала экстрадицию задержанного в Украине боевика Ахмеда Чатаева. Как оказалось, именно с Чатаевым, после его возвращения в Грузию,и началось сотрудничество по организации новых коридоров для боевиков. 

Одна группа была подготовлена и с успехом переправлена в Россию, но там боевики были рассекречены и обезврежены.

В 2012 году началась подготовка второй группы. Чеченцев вербовали не только на Кавказе. Часть особо идйных «мстителей» находидлись в Австрии. Оттуда они были доставлены в Грузию, где на базе спецподразделений милиции проходили обучение. Курировал эту группу, согласно утвержденяим грузинского МВД, тот самый Гия Лордкипанидзе.

И именно эта группа должна была быть проведена через коридор под Лапанкури.

Но потом что-то пошло не так. Говорят, что изменилась политическая ситуация перед выборами На смену Вано Мерабишвили пришел новый министр МВД — Бачо Ахалая, а Гия Лордкипанидзе потерял свой пост заместителя министра, но в структуре МВД остался. Ситуация грозила крупным скандалом и уголовной ответственностью, потому боевиков попытались немного «придержать». С ними начались переговоры,что бы они вернулись домой. Переговорщиком выступил тот самый Ахмед Чатаев — один из немногих выживших после бойни под Лапанкури.

Но воинственно настроенные чеченцы отказались выполнять распоряжения своих грузинских кураторов и настаивали на предоставлении им обещанного коридора.

Все еще будучи сотрудником МВД, Гия Лордкипанидзе стал руководителем операции по быстрому уничтожению боевиков, т.к. ситуация грозила выходом информации за пределы «узкого круга» и большим скандалом.

Тогда Гия, воспользовавшись тем, что его прямое министерское руководство отправилось в поездки по Грузии (выборы — есть выборы) и организовал быструю операцию по уничтожению боевиков.
Спецоперация началась довольно странно — приказ о ее начале издал лично Гия Лордкипанидзе.

К Лапанкури подтянулись вооруженные сотрудники МВД. В результате  7 боевиков были убиты. Еще часть бежала, а по другой информации — была переправлена по безопасным каналам в Дагестан, а оттуда — частично в Турцию, а частично — в Австрию. Чатаев был ранен и попал в плен. Дальше его след затерялся.

После того, как новыми властями Грузии были высказаны обвинения в адрес Гии Лордкипанизде, он назвал это бредом и политическими преследованиями. Доказать ничего не смогли, потому как свидетели к моменту расследования были мертвы, а единственный, кто мог дать показания в суде — Ахмед Чатаев — бесследно исчез.

Но в Грузии эту историю не забыли. Что с стало с Лордкипанидзе?

Встречаем — новый гражданин Украины и глава милиции Одесской области — Гия Лордкипанидзе. И снова в обойме со своим бывшим шефом — Михаилом Саакашвили.

При подготовке материала использована информация СМИ Грузии, а также документы, опубликованные на официальном сайте МВД Грузии.