«Сильнее смерти» — история советского бактериолога Магдалины Покровской

В этом году исполнилась сороковая годовщина со дня смерти выдающегося советского ученого-бактериолога и эпидемиолога, доктора медицинских наук – Магдалины Петровны Покровской. Более всего она прославилась своими рискованными экспериментами с вакциной против чумы, которую она испытывала на себе. Её история впоследствии легла в основу пьесы, получившей название «Сильнее смерти».

Магдалина Покровская: биография, ранние годы

Будущий деятель науки появилась на свет в небольшом селе Киселевка, что в Балашовском районе, Саратовской области, в 1901-м году, четвертого августа, в простой семье учителя. Когда она заканчивала школу, разразилась революция, охватившая всю страну, но, тем не менее, несмотря на сложное время, талантливая и способная девушка смогла поступить в Саратовский медицинский институт, который она успешно закончила в 1923-м году.

Фото: wikipedia.org советский ученый-бактериолог и эпидемиолог Магдалина Петровна Покровская в молодости

Получив диплом, Магдалина Петровна устроилась работать врачом-бактериологом на противочумной станции. Вскоре талантливый врач стала руководителем лаборатории микробиологии в государственном микробиологическом институте Саратова (знаменитом «Микробе»). По работе она регулярно ездила в те регионы, где происходили вспышки инфекционных заболеваний.

Научная деятельность

Молодой бактериолог, в частности, занималась изучением природных очагов чумы в степях, на территории юго-восточной европейской части Советского Союза. В середине 20-х годов она несколько лет возглавляла передвижную малярийную станцию на Рязано-Уральской железной дороге. Затем около семи лет Покровская была заведующей чумного отделения Государственного института микробиологии в Ростове-на-Дону.

В середине 30-х годов ученая принимала непосредственное участие в процессе создания передовой, по тем временам, региональной противочумной станции, расположенной в Ставрополе. После многочисленных опытов, проб и ошибок, был выведен своеобразный вирус-мутант, который не вызывал у подопытных животных заражения чумой.

Фото: foto-history.livejournal.com советский ученый-бактериолог Магдалина Петровна Покровская с коллегой за работой

Несколькими годами ранее французский коллега Покровской – доктор Г. Жирар уже выявил и описал ослабленную чумную палочку, при введении которой в организм, можно создать подобие иммунитета. Но особой пользы в лечении и предотвращении чумы его работа не дала – это была больше теория, не подкрепленная практикой. Однако, советские ученые пошли дальше, и разработали настоящую, действующую вакцину.

Рискованные опыты над собой и коллегой

После целого ряда испытаний, проведенных над лабораторными животными, которые дали положительный эффект, встал вполне закономерный вопрос о начале испытаний вакцины на людях. По мнению исследователей, исходя из результатов проведенных опытов над мышами, морскими свинками и сусликами, риск от введения вакцины для человека был минимальным, но, все же, он был.

Тогда Магдалина Петровна, как непосредственный руководитель данного направления, приняла отчаянное решение – поставить эксперимент на самой себе. Однако, её коллега и близкий друг, работавший вместе с ней над препаратом – доктор И.С. Эрлих настоял на том, чтобы также принять непосредственное участие в этом опыте.

Фото: beam-truth.livejournal.com коллега Магдалины Петровны — доктор И.С.Эрлих, принимавший участие в опасных экспериментах вместе с ней

В назначенный для проведения эксперимента день – восьмое марта 1934-го года, Покровская была больна гриппом. Однако, это обстоятельство её не остановило. Более того, ученая решила, что её недуг может быть своеобразным дополнительным бонусом, позволяющим проверить, как поведет себя ослабленный организм, и как будет происходить его взаимодействие с выведенной культурой.

Через несколько часов после того, как Магдалина Петровна ввела себе вакцину, температура её тела составляла 37,5 градусов. Ближе к полуночи в месте укола появилось багрово-красное пятно, которое постепенно увеличивалось в размерах. На следующий день температура держалась в диапазоне от 38,6 до 38,8 градусов, а пятно в месте инъекции увеличивалось буквально на глазах.

Через день после введения препарата температура снизилась и стабилизировалась. Семнадцатого марта ученая сделала повторную инъекцию себе и первую – второму участнику эксперимента – доктору Эрлиху. К счастью, эксперимент прошел благополучно, и оба подопытных на собственном примере доказали безопасность и эффективность изобретенной вакцины.

Фото: biographe.ru советский ученый-бактериолог Магдалина Петровна Покровская в старости

В интервью, которое Магдалина Петровна дала в 1936-м году журналистам популярного в те годы издания «Смена», она сказала, что вовсе не была самоубийцей или убийцей, и испытала вакцину на себе и своем коллеге потому, что была практически уверена в благоприятном исходе опытов и верила в действенность созданной ею вакцины. Чутье не подвело ученого, и, как выяснилось, она создала эффективное оружие против чумы.

Получение докторской степени, дальнейшая деятельность

В 1938-м году члены Высшей аттестационной комиссии приняли единогласное решение о том, чтобы без защиты диссертации присудить Магдалине Покровской ученую степень доктора медицинских наук. Учитывая её вклад в науку и эффективность созданной вакцины, решение было вполне оправданным и справедливым.

Во время советско-финской войны ученая принимала участие в лечении раненных, в качестве военного доктора. Она применяла разработанные ею препараты для лечения и профилактики дизентерии и других инфекционных заболеваний, а также её разработки высоко оценили хирурги при заживлении открытых ран.

Фото: globalsib.com советский ученый-бактериолог и эпидемиолог, доктор медицинских наук — Магдалина Петровна Покровская

Покровская построила великолепную карьеру, она долгие годы оставалась руководителем лаборатории микробиологии в Ставрополе, а также регулярно публиковала свои научные труды.

Когда грянула Великая Отечественная война, ученая стала майором медицинской службы Советской Армии, сотрудничала с военно-медицинской академией имени Кирова. После войны занималась восстановлением работы своего главного детища – противочумной станции, которая в начале 50-х годов была реорганизована в научный институт, где Магдалина Петровна заняла пост заместителя директора по научной работе.

В конце 50-х годов бактериолог, вместе с некоторыми сотрудниками её лаборатории, была переведена в Московский НИИ эпидемиологии и микробиологии, где заведовала отделом иммунологии, занималась разработкой и исследованием новых вакцин.

Фото: wikipedia.org супруг Магдалины Петровны — один из ведущих паразитологов XX столетия, лауреат Сталинской премии Илья Григорьевич Иофф

На заре 70-х годов Покровской присвоили почетное звание заслуженного деятеля наук РСФСР. Также она была отмечена Орденом «Трудового Красного Знамени» и Орденом «Красной Звезды». Она написала более сотни научных робот и целый ряд монографий. Многие из её трудов по сей день не утратили своей актуальности и практической значимости.

Магдалина Покровская: личная жизнь

Магдалина Петровна была замужем за не менее известным и выдающимся ученым, одним из ведущих паразитологов двадцатого столетия – Ильей Григорьевичем Иоффом. Её супруг – лауреат Сталинской премии и доктор биологических наук, профессор паразитологии. Илья Григорьевич был для своей жены не просто спутником жизни, но также единомышленником.

К сожалению, Иофф скончался рано – в 1953-м году, в возрасте 55-ти лет. Супруга пережила его почти на три десятка лет, и умерла в 1980-м году, лишь немного не дожив до своего 80-ти летнего юбилея. Она была похоронена в Ставрополе, рядом с могилой мужа.

Фото: beam-truth.livejournal.com Магдалина Покровская и её супруг Илья Иофф покоятся вместе в Ставрополе