Ровно четыре года назад в сети появился 25-минутный ролик, который без прикрас и комментариев показывает, как разъяренная толпа, еле сдерживаемая жиденькой цепочкой милиционеров, пытается в буквальном смысле слова разорвать на куски небольшую горстку напуганных и окровавленных людей. Зрелище не для слабонервных. Его итог печален: двое убитых, одного из которых так и не удалось опознать, и десятки покалеченных. Место трагедии: Донецк. Дата: 13 марта 2014 года.
Что это было? Однозначной точки зрения нет до сих пор. Одни называют произошедшие события «первым бандеровским котлом», «победой над неонацистами», другие – «первой кровью, пролитой за единство Украины», «маршем мира, разогнанном российскими наемниками», а третьи – «кровавой бойней, положившей начало войне».
Каждый имеет право на свою точку зрения и свою правду. С течением времени она, несомненно, будет меняться, причем, вполне возможно, до неузнаваемости. Останутся в вечности только кресты на могилах погибших и умерших, а также горький привкус крови во рту.
Чем дальше отдаляется донецкая трагедия от сегодняшнего дня, тем отчетливее проявляются черты, которые не были заметны в самые первые дни, месяцы и годы. Давайте беспристрастно посмотрим на события, имея в своем распоряжении практически полную картину того, что произошло в стране за это время.
Майдан
Общеизвестно, что под нажимом западных дипломатов В.Янукович согласился на досрочные парламентские и президентские выборы, о чем был составлен соответствующий документ, подписанный, в том числе, высокими европейскими должностными лицами. Однако, «Майдан» не захотел ждать, поскольку имел реальную возможность захватить власть здесь и сейчас. Необходим был только «последний и решительный» мощный толчок.
Им стал параллельный расстрел протестующих и сотрудников органов правопорядка. Имена исполнителей и организаторов массового убийства собственного народа названы. Показатели свидетелей и очевидцев прозвучали. Но сейчас не об этом.
22 февраля в Украине произошел захват власти. Его основной ударной силой стали, так называемые «сотни майдана».
Первые жертвы новой власти
Если помните, в числе первых декретов новой власти стал запрет на использование русского языка и денонсация харьковских соглашений, которые связывали между собой существенную скидку на газ и нахождение российской военной базы в Севастополе. Одновременно прозвучали лозунги о героизации лидеров УНА-УНСО С.Бандеры, Р.Шухевича, Е.Коновальца, а также началась жесткая антироссийская риторика.
Первыми жертвами насильственной «бандеризации» страны стали жители Крымского полуострова, возвращавшиеся из столицы после участия в митинге сил «антимайдана». Автобусы, шедшие в сопровождении машин ГАИ, были остановлены в поле вооруженными людьми. Пассажиров заставили выйти, поставили на колени, приказали кричать «Слава Украине!» и нещадно лупили деревянными битами. Тех, кто под покровом спустившихся сумерек пытался скрыться в степи, догоняли на машинах с зажженными фарами и забивали до смерти.
После такого иллюзий насчет своего ближайшего обозримого будущего в составе «Европейской Украины» у традиционно русскоязычных крымчан не осталось. Они объединились в ряды самообороны, и вышли навстречу «поезду дружбы».
Как известно, поезд пришел в Симферополь пустым, а его «пассажиры» выгрузились на материке. Им сообщили, что на вокзале собралась многотысячная толпа, готовая на самые решительные действия. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся всенародный референдум.
Одесса. 2 мая 2014 года
Немного изменим хронологию событий. Вспомним Одессу, для усмирения которой под видом футбольных болельщиков свезли сотни маргинальных элементов. Определенная часть из них влилась в ряды «защитников русского мира», чтобы впоследствии организовать провокацию, один в один совпадающую со сценарием организации массовых убийств на «майдане».
В этой связи запомните один примечательный факт: для идентификации провокаторы использовали красные нарукавные повязки. Очевидец трагедии – украинский журналист Александр Сибирцев напишет в своей статье, опубликованной на одном из популярных украинских ресурсов, что лично наблюдал, как «красные повязки» инструктирует местное милицейское начальство. Вокруг было полно молодчиков в касках с красноречивыми надписями — «3-я сотня», «8-я», «14-я». И потом началось.
Уже на улице перед Русским драмтеатром выстрелы с огнестрельного оружия неслись с обеих сторон, причем применяли его именно люди с повязками. Знакомый милиционер сказал журналисту, что вмешиваться в происходящее начальство запретило до поступления соответствующего приказа. Надо понимать, что он пришел, когда Дом профсоюзов уже горел, и что-то исправить или предотвратить было невозможно.
Донецк. 13 марта 2014 года
Для «наведения порядка» в городе на полутора десятках автобусов прибыли «футбольные фанаты». Несложно подсчитать, что их было порядка четырех-пяти сотен или немногим меньше. На фотографиях, выложенных в сети, отчетливо видны люди с красными нарукавными повязками — координаторы действий и арматура.
Именно сторонники «единой соборной Украины», воодушевленные силой и безнаказанностью своей толпы, ее безусловным преимуществом над пожилыми и безоружными мирными гражданами, начали «мочить русских фашистов», но неожиданно нарвались на решительный отпор.
Некогда грозная толпа быстро рассеялась по улицам и подворотням и то, что мы видим в известном ролике, является кульминацией, апофеозом предшествующих событий, большая часть которых осталось за кадром. Жители Донецка, разгоряченные столкновением, дракой, самым настоящим боем, готовы добить захватчиков, которые пришли на их землю, чтобы либо заставить жить по новым правилам, либо изгнать, либо уничтожить. В подобной ситуации иного не дано.
«Майданные власти» просто не оставили людям выбора. И они его сделали. Окончательно и бесповоротно.