В 1879 году Министерство Финансов выдало привилегию (патент) крестьянину Фёдору Блинову на изобретённый им прототип первого в мире гусеничного трактора. Правда, в документе это транспортное средство именуется не трактором (слово появилось позже), а длинно и не очень понятно: «вагон особого устройства с бесконечными рельсами…». О том, что это всё-таки был трактор, а не трамвай, можно догадаться из продолжения фразы: «…для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам».
Вокруг этого изобретения в своё время велось много споров, их отголоски можно услышать и сейчас, поэтому сразу нужно внести ясность в вопрос: что же на самом деле изобрёл талантливый самоучка, бывший крепостной графа Уварова, уроженец Саратовской губернии Фёдор Блинов? Гусеничный ход был изобретён намного раньше, в 1770 году англичанином Ричардом Эрджоутом. Позже, в 1837 году русскому инженеру Дмитрию Загряжскому был выдан патент на подобное изобретение, но другой конструкции. Оба изобретения практического применения в то время не нашли. Причина: и британский, и российский инженеры предлагали некий вариант железнодорожного вагона (или локомотива), перемещающегося без рельсов, которые заменялись гусеницами, но двигаться могли только вперёд или назад.
Фёдор Блинов предложил использовать практически такой же гусеничный (траковый) механизм, что и его предшественники, но существенно усовершенствованный. С возможностью для левой и правой гусениц двигаться асинхронно, с разной скоростью, при необходимости и в разных направлениях. «Безрельсовый вагон» получил возможность маневрировать, а это уже фактически трактор. Принцип поворота гусеничных транспортных средств (тракторов, танков, экскаваторов) и сегодня остаётся таким же.
Блестящее инженерное решение, к которому механик-самоучка шёл долгие годы. В 1855 году Фёдор Блинов работал механиком на волжском пароходе (а до этого — бурлаком!). Пароходы тогда передвигались с помощью гребных колёс, и Блинов «научил» свой пароход поворачивать на месте, сделав приводы левого и правого гребных колёс раздельными.
К сожалению, массового производства российских тракторов после изобретения Блинова не случилось. Крупных промышленников заинтересовать изобретением не удалось, а собственных усилий талантливого изобретателя оказалось недостаточно, дальше нескольких экземпляров «безрельсовой повозки» дело не пошло. Не сохранилось даже её фотографий.
Владимир Царан