5 февраля 1880 года обед в парадной царской столовой Зимнего дворца, вопреки строжайшему регламенту, не состоялся. Столовую потряс взрыв огромной силы. Взрывное устройство, содержащее около трёх пудов (примерно 58 килограммов) динамита, находилось в подвальном помещении дворца. Сама столовая находилась на втором этаже, а на первом, между столовой и подвалом размещалось караульное помещение. В результате взрыва пострадало в основном караульное помещение, мощное перекрытие между первым и вторым этажами устояло. Погибли 11 солдат гвардейского Финляндского полка, охранявших дворец, и более полусотни гражданских лиц получили ранения.
Взрыв готовился как покушение на императора Александра II. Император не пострадал, его в столовой в момент взрыва не было. Но даже если бы он там был, то вряд ли получил бы сколько-нибудь серьёзные ранения, не говоря уже о смерти. В столовой взрывом приподняло полы, вышибло окна, на стенах появились трещины, кое-где осыпалась штукатурка. Люди не пострадали. Не пострадал и сам покушавшийся на жизнь царя, активный член подпольной террористической организации «Народная воля» 23-летний столяр Степан Халтурин. Он спокойно покинул территорию дворца за несколько минут перед взрывом, оставив в своей рабочей каморке в подвале динамит с подожжённым запальным шнуром. Удивительно? Не только это.
Как удалось Халтурину, проработавшему во дворце всего полгода, тайно пронести туда три пуда динамита? Следствие, проведённое после покушения, установило: охрана в Зимнем дворце была организована из рук вон плохо. Пропускной контроль существовал лишь формально. В служебных помещениях нередко устраивались попойки с участием посторонних лиц. Воровство из дворца было нормой, Халтурину даже приходилось в нём участвовать, чтобы случайно не обратить на себя внимания и не рассекретиться. В каморке, где террорист хранил в сундуке динамит, однажды даже проводился обыск, в рамках какой-то плановой проверки. Проверяющий открыл сундук, но увидел в нём лежащую сверху одежду, бельё и захлопнул крышку.
Степан Халтурин уехал из Петербурга и активно включился в террористическую деятельность, был избран в исполком «Народной воли». Весной 1882 года в Одессе принял участие в убийстве киевского военного прокурора Стрельникова, но был схвачен прохожими. А через 24 часа, по решению военно-полевого суда, убийца прокурора народоволец Желваков и его сообщник Халтурин были повешены. В СССР Степану Халтурину были установлены несколько памятников, некоторые существуют в России и сейчас, как и названия улиц и площадей в его честь.
Владимир Царан.