Почти во всех опубликованных биографиях Емельяна Пугачёва и научных трудах по истории Пугачёвского восстания (1773—1775) упоминаются некие особые «царские знаки» — отметины на груди. Их Пугачёв демонстрировал своим приспешникам как доказательство того, что он на самом деле — царь Пётр III. «Царские знаки» упоминаются и в материалах следствия по делу Емельяна Пугачёва, причём сам подследственный утверждал, что действительно показывал отметины на груди, но исключительно как следы от ран. Следствие пришло к выводу, что два пятна на груди Пугачёва могли быть результатом перенесённой им ранее болезни. Такой же версии придерживался и А. С. Пушкин в своей «Истории Пугачёва».
Но в романе Пушкина «Капитанская дочка» можно прочитать следующие строки. « …А в бане, слышно, показывал царские свои знаки на грудях: на одной двуглавый орёл, величиною с пятак, а на другой персона его». Так говорит в книге молодой казак, недавно примкнувший к пугачёвскому войску. Выходит, Пушкин что-то напутал? Или сознательно приукрасил? Скорее всего, второе. Не упоминаются ни в каких документах никакие «орлы» и «персоны». Но автор художественного произведения имеет, конечно, право, на определённую долю вымысла, даже если речь идёт о реальных исторических событиях. И всё же это не просто авторский домысел, литературная фантазия, у Пушкина, как обычно, всё гораздо интереснее.
«Капитанская дочка» была опубликована спустя два года после «Истории Пугачёва». Пушкин работал над своим последним большим литературным произведением очень тщательно и долго. Из набросков плана романа видно, как автор всё больше уходит от сухой конкретики, переосмысливая факты и придавая им новое, художественное звучание. Были «царские знаки» на груди у Пугачёва? Были, факт доказанный. Показывал он их своим приближённым? Показывал, они сами рассказывали об этом следователю. Что это были за знаки? Пятна от болезни, так посчитало следствие, а Пушкин в «Истории Пугачёва» повторил эту версию. Откуда же «персона» (портрет) и «орёл»?
Действительно, Пугачёв за несколько лет до восстания тяжело болел неизвестной болезнью, по его словам, у него «…гнили ноги и грудь», это подтвердили и свидетели на следствии. Болезнь и была причиной, по которой он дезертировал из действующей армии и отправился «в бега». А как лечили болезни в те времена в казацких станицах и хуторах? По разному, в том числе и прикладывая к больному месту горячие серебряные или медные монеты. «Персона его» вполне могла быть следом от ожога серебряным рублём с изображением Петра III. А «орёл» — рисунка государственного герба на обратной стороне монеты. Что касается надписей, то их казаки, неграмотные, как и сам «царь Пётр Фёдорович», прочитать, естественно, не могли. К тому же и монета была редкой, поскольку настоящий Пётр III царствовал всего полгода.
Владимир Царан.