Помните фильм «Жестокий романс»? У вас не возникал вопрос: откуда в финале фильма у Карандышева, мелкого чиновника из захолустного российского городка, вдруг появляется пистолет? Из которого он и убивает свою невесту, «бесприданницу» Ларису?
Пистолеты (револьверы) нередко появляются в руках персонажей, далёких от военной или полицейской службы, в произведениях Чехова, Достоевского и других русских писателей позапрошлого века. А если полистать газеты того времени, в разделах криминальной хроники можно наткнуться на сообщения о студентах и гимназистах, стрелявшихся от несчастной любви. Ответ прост: огнестрельное оружие в Российской империи продавалось совершенно свободно, в обычных охотничьих магазинах и даже могло быть отправлено почтой.
Огромное количество «стволов», находившихся на руках у подданных империи (счёт шёл на миллионы), не особо волновало тогдашних правителей. Их больше занимала экономическая сторона вопроса: в 1900 году царским указом огнестрельное оружие было запрещено изготавливать и ввозить из-за границы без специального разрешения. Такая политика объяснялась необходимостью поддержки отечественной оружейной промышленности, в частности, Тульского оружейного завода, на котором можно было частным образом заказать и получить по почте даже станковой пулемёт «Максим».
Оружие предназначалось для защиты от преступников, и было вполне доступным по цене даже рядовым обывателям. Около 50 рублей стоил в 1910-е годы парабеллум, а браунинг можно было купить и за 20 рублей. Сотня пистолетных патронов стоила 8 рублей. Жалованье учителя гимназии в России в те годы — 80 рублей, чиновника среднего уровня — 60 рублей. Особой популярностью пользовались небольшие короткоствольные пистолеты, которые легко помещались в кармане или в женской сумочке, так называемые «дамские браунинги». Наличие такого пистолета у врача, извозчика или почтальона было обычным делом. Тульский оружейный завод до 1917 года изготовил около четырёх миллионов «дамских браунингов»!
Конец «оружейной вольнице» положили пришедшие к власти большевики. В первые годы советской власти, при так называемом «военном коммунизме», оружие стало самым жёстким образом массово изыматься у населения, и с тех пор в России личное огнестрельное оружие законно находится только у силовиков, военных и частных охранников.
Владимир Царан