Итальянский аристократ, богатый промышленник князь Шипионе Боргезе (1871—1927) был страстным автомобилистом. В 1907 году князь принял участие в автомобильном пробеге из Пекина в Париж, выиграл гонку и, собственно, этим и вошёл в историю, других громких дел за князем не замечено.
Автомобили в те годы всё ещё были редкостью, они были далеки от совершенства, «внедорожники» ещё не придумали, поэтому масштаб ралли Пекин-Париж поражал воображение современников. Трасса протяжённостью 15 000 километров пролегала по территории Китая, Монголии, России и некоторых европейских стран. В Азии трасса пролегала через малонаселённую труднопроходимую местность, пустыни, тайгу. Большую часть пути гонщики проделали по территории Российской империи, побывали на озере Байкал, преодолели Уральские горы.
Трудности и курьёзные приключения поджидали гонщиков и журналистов (они входили в каждый экипаж) на каждом шагу. Одна из пяти машин, участвовавшая в гонке, просто развалилась по дороге и прекратила соревнование. Экипаж князя Боргезе на автомобиле с патриотическим названием Itala ожидаемо возглавил гонку и сохранял лидерство до самого финиша. Но победа досталась итальянцам нелегко.
Достигнув Транссибирской железной дороги, итальянцы решились на отчаянный и, можно сказать, хулиганский шаг. Они поехали на запад… по рельсовому пути. При этом запаслись красным флажком, на случай приближения железнодорожного состава. Об этом неординарном решении узнало железнодорожное начальство, но наказывать экипаж не стали, а наоборот — включили продвижение Itala в расписание движения поездов. Однако вскоре сами гонщики отказались от этого странного способа передвижения и продолжили путь по Сибирскому тракту. На трёх итальянских колёсах и одном российском, которое, взамен потерянного при падении автомобиля с моста в реку, смастерил из дерева неведомый сибирский столяр-виртуоз. Колесо благополучно доехало до самой Москвы.
Но не везде на российских просторах команду Itala ждал такой любезный приём. В своей книге воспоминаний о ралли Шипионе Боргезе рассказал о курьёзном случае, произошедшем с экипажем уже на территории европейской части России. Казанская губернская дорожная управа выписала князю Боргезе штраф на солидную, по тем временам, сумму — 600 рублей. Штрафу князь подвергся «за порчу автомобилем шоссе, принадлежащего земству». В книге князь выразил недоумение: разве хорошее шоссе можно испортить автомобилем? Наивный, он пытался умом понять Россию…
Владимир Царан