Царю Алексею Михайловичу, правившему на Руси с 1645 по 1676 год, подданные присвоили имя Тишайший. Основания для такого прозвища были, как говорится, налицо: спокойный, рассудительный, не любящий публичности, богобоязненный. Однако именно в тридцатилетнее царствование Алексея Михайловича Русь больше всего страдала от внутренних кризисов: раскол в православной церкви, восстание под предводительством Степана Разина, восстание башкир, «Соловецкое возмущение». А началась вся эта череда кризисов с Соляного бунта, который в 1648 году стал серьёзным испытанием для 19-летнего русского царя Алексея Михайловича.
Бунт вспыхнул в самое неподходящее время: в Кремле сподвижники молодого царя во главе с его дядей и воспитателем Борисом Морозовым готовили проект Соборного уложения — единого свода русских законов, который должен был принять Земский собор. Принятие этого очень важного для всей отечественной истории акт едва не было сорвано из-за непродуманной финансовой политики тогдашнего правительства. В 1646 некоторые прямые налоги, «стрелецкие и ямские деньги», были отменены, одновременно с этим резко возросла пошлина на ввоз соли. Обрадовавшиеся было снижению налогового бремени подданные через некоторое время усмотрели в такой реформе обман — цена соли у купцов подскочила в несколько раз. Соль в те времена играла важную роль в рационе жителей Руси. Долгая зима вынуждала делать большие запасы, а соль была фактически единственным консервантом.
Начиналось всё сравнительно мирно, с попытки передать царю челобитную. На въезде в Москву огромная толпа стрельцов и «посадских людей» встретила царя со свитой, возвращавшихся с богослужения в Троице-Сергиевской лавре и попыталась передать прощение с просьбой об отмене соляной пошлины и наказании виновных в её принятии. Однако царская стража не допустила просителей к царю, арестовала 16 человек, затем подвергла их пыткам. На следующий день через Кремлёвскую стену полетели камни, а в Москве начались пожары.
«Соляной бунт» продолжался около двух лет, не только в Москве, но и в провинциальных городах. Стороны мирились, шли на взаимные уступки, потом нарушали свои обязательства. Точный подсчёт убитых невозможен, но историки считают, что с обеих сторон погибли десятки тысяч человек. И только после принятия Соборного уложения и обновления законов кровопролитие было прекращено.
Владимир Царан