Эта статья выглядела бы совершенно иначе, если бы в 1964 году удалось провести в жизнь орфографическую реформу, проект которой был разработан специальной комиссией при Академии наук СССР. Возглавлял комиссию академик Виктор Виноградов, в её работе принимали участие, кроме учёных-лингвистов, известные советские писатели и поэты: Александр Твардовский, Корней Чуковский, Леонид Леонов. Изменения в письменной русской речи предполагались довольно радикальные, их бурно обсуждали на страницах газет и журналов. При этом авторы реформы говорили о ней как о деле предрешённом, но кое-что пошло не так….
Изменения в правописании происходили в СССР довольно часто. Так, например, в 20-е и 30-е годы аббревиатуры писались с точками — Р.С.Ф.С.Р., В.Л.К.С.М. (Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодёжи, он же комсомол). В 1942 году приказом наркома просвещения употребление буквы Ё сделали обязательным в школах. А в книгах и журналах, изданных до 1956 года, можно встретить написание слова «идти» как «итти». Но все эти изменения носили локальный характер и не меняли общих правил правописания.
В 1964 году академики и писатели собирались изменить русскую грамматику весьма существенно. Твёрдый знак предлагалось изъять совсем, а его разделительную функцию передать мягкому знаку— адьютант. При этом употребление мягкого знака тоже предлагалось ограничить и не ставить его после шипящих в конце слова. Получалось диковато — печ, гореч, мыш. После ц предполагалось обязательное и — цигане, школьници, певци, огурци. В заимствованных словах отменялись сдвоенные согласные — клас, корозия, колосальный, мис.
Но самую активную полемику вызвало предложение отменить все исключения. Причём речь шла не только о памятном всем со школьной скамьи правиле написания «стеклянный, деревянный, оловянный», но и о тех словоформах, к которым все привыкли и которые, в общем, никаких затруднений при написании не вызывали. Предлагалось писать заец, паец (не сразу и сообразишь, кто это), достоен, брошура.
Судя по выступлениям и статьям в ходе общественной дискуссии, сторонников у реформы было больше, чем противников. Но, странным образом, после отставки Хрущёва в октябре 1964 года, ситуация резко изменилась. Реформу стали ругать там же, где одобряли, в итоге о проекте все быстро забыли.
Владимир Царан