31 марта 1814 года русская кавалерия под командованием императора Александра I триумфальным маршем вступила в капитулировавший Париж. На улицах и даже на крышах домов было полно народу, и парижане, ожидавшие какого- то невиданного зрелища (последний раз иноземные войска вступали в столицу 300 лет назад), не ошиблись в своих ожиданиях. Сначала их поразили своим видом бородатые казаки с длинными пиками, о которых парижане были наслышаны от ветеранов бесславного похода Наполеона на Москву в 1812 году. Затем появились совсем уже диковинные всадники, в больших мохнатых шапках, а главное — с луками и колчанами, полными стрел! Репортёры парижских газет в тот день писали: «К нам из России прибыли амуры!»
«Амуры», башкирские и калмыцкие стрелки, участвовали в Заграничном походе русской армии против Наполеона в 1813-1814 году наравне с другими родами войск. Степные жители, с раннего детства обученные обращению с луком, башкиры и калмыки владели им мастерски, с расстояния около 30 метров (15 саженей) могли насквозь пронзить стрелой не только человека, но и лошадь, об этом есть свидетельства самих раненых французов. Луки у стрелков были особой конструкции, из двух разнородных кусков дерева, чаще всего ели и берёзы, и сильно изогнутые.
Башкирские и калмыцкие стрелки придерживались в бою определённой тактики, применявшейся ещё татаро-монгольскими воинами. Максимально приблизившись к противнику, лучник брал в рот две стрелы, ещё две клал на лук и выстреливал одну за другой с интервалом не более одной секунды. Таким образом, в воздухе одновременно находилось огромное количество стрел, что, помимо прямого урона противнику, имело ещё и сильный психологический эффект. Стреляя из лука, всадник не прекращал движения и вслед за стрелами оказывался в расположении противника, добивая его пиками и саблями. Как писали в своих мемуарах французские генералы, лучники устраивали хаос и панику в рядах французских солдат, чем пользовались другие русские войска, вторгаясь на позиции.
После Заграничного похода луки в русской армии не применялись, но башкирские и калмыцкие полки не были расформированы. «Амуры» освоили огнестрельное оружие, башкирские и калмыцкие части существовали вплоть до Первой мировой войны.
Владимир Царан