Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант, как известно, всю свою долгую жизнь прожил в Кёнигсберге, нынешнем Калининграде. Здесь он родился в семье седельщика, учился, сначала в гимназии, затем в местном университете, где впоследствии преподавал. Здесь и умер в 1804 году, в возрасте 79 лет. Кёнигсберг находился в Пруссии, Иммануил Кант, соответственно, был подданным этого ныне исчезнувшего государства. Но в заголовке этой статьи всё верно — был период, когда россияне с полным правом могли считать великого философа своим соотечественником.
С тех пор, как Россия, с лёгкой руки Петра I, стала фигуранткой и деятельной участницей европейской политики, ей пришлось участвовать и в европейских войнах, которых в XVIII веке было в избытке. Войны тогда велись преимущественно коалициями держав. В одной из последних тогдашних войн, Семилетней (1756—1763), Россия в союзе с Францией и Австро-Венгрией противостояла Англии и Пруссии. В ходе войны России удалось завоевать и оккупировать обширную территорию на побережье Балтийского моря, Восточную Пруссию, и её административный центр — Кёнигсберг.
В состав Российской империи захваченные прусские территории вошли в 1758 году под общим названием «генерал-губернаторство Восточная Пруссия». Указом императрицы Елизаветы Петровны был назначен генерал-губернатор, граф Велим Фермор, обрусевший англичанин. Был утверждён герб и начался выпуск монет с портретом императрицы и надписью Elisabeth rex Prussiae (Елизавета, королева Прусская), основан православный монастырь. А жителей Восточной Пруссии привели к присяге Елизавете Петровне. Профессор Кёнигсберского университета Иммануил Кант, как служащий казённого образовательного учреждения, тоже принёс присягу императрице. И продолжал свою преподавательскую и научную деятельность уже в качестве российского подданного. В 1759 году вышла его работа с красноречивым и интригующим заголовком «Опыт рассуждений об оптимизме».
Однако после смерти императрицы Елизаветы Петровны в 1761 году политические ветры подули в противоположную сторону. Преемник бездетной Елизаветы на российском троне, её племянник Пётр III, был немцем и по воспитанию и духу, к тому же другом прусского короля Фридриха II. И хотя правление Петра III длилось меньше года, он всё же успел вернуть Пруссии все завоёванные его тёткой территории. Весной 1762 года Кёнигсберг опять стал прусским городом, а Иммануил Кант — подданным Прусского королевства.
Владимир Царан