15 июля 1841 года над склонами Машука сверкали молнии и свирепствовал ураган. Он начался сразу после того, как у подножья горы раздался смертельный выстрел, унёсший жизнь 27-летнего поручика Тенгинского пехотного полка Михаила Лермонтова. Гениальный русский поэт был убит на дуэли майором в отставке Николаем Мартыновым. Об этой дуэли все мы знаем со школьных лет, о ней много написано и сказано, в том числе и очевидцами, и всё же некоторые её обстоятельства до сих пор остаются не слишком известными.
Однокашники
Лермонтов и Мартынов вместе учились в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Во время занятий фехтованием они одно время даже были партнёрами друг у друга. И оба печатали свои стихи в «Школьной заре» — рукописном журнале.
Лев
За два дня до дуэли, на аристократической вечеринке, где собиралась пятигорская «золотая молодёжь» и где произошла ссора Лермонтова и Мартынова, присутствовал и штабс-капитан Лев Пушкин, младший брат прославленного поэта. Он тоже участвовал в боевых действиях на Кавказе.
10 шагов
Почти все историки, изучавшие материалы следствия, утверждают, что свидетели дуэли и сам Николай Мартынов, говорившие на суде о 15 шагах между стрелявшими, лгали. По общему мнению, расстояние между ними, отмеренное секундантами, составляло около 10 шагов, из-за чего поединок стал фактически смертельным.
Выстрел
Вопреки распространённой версии о том, что Лермонтов отказался стрелять в своего противника, выстрел с его стороны всё-таки был произведён. Об этом свидетельствует медицинское заключение и материалы следствия. В момент выстрела Лермонтов стоял к противнику вполоборота, с вытянутой рукой. После дуэли его пистолет оказался разряженным.
Смерть
Лермонтов скончался на месте дуэли почти мгновенно. Пуля из пистолета Мартынова пробила поэту сердце и лёгкое. Врача на месте дуэли не было, хотя его присутствие предусматривалось неофициальными дуэльными правилами того времени.
Царь
Узнав о дуэли и смерти Лермонтова, император Николай II действительно произнёс кощунственную фразу «Собаке — собачья смерть». Однако после упрёков своей сестры, великой княгини Марии Павловны, объявил придворным «…тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит».
Владимир Царан.