Рубеж XVIII-XIX веков — сложное время для внешней политики России. Тем более что в стране недавно стал править такой необычный, а порой просто непредсказуемый монарх, как Павел I. В первые годы правления Российская империя вступает в антифранцузскую европейскую коалицию с Великобританией, Пруссией, Австрией, Османской империей. Александр Суворов совершает свой знаменитый альпийский поход против армии молодого Наполеона Бонапарта. В дальнейшем отношения между двумя странами изменятся в лучшую сторону, чтобы потом, уже в правление Александра I, опять испортиться, и так вплоть до войны 1812 года.
Но это потом, а в начале века в России преобладают антифранцузские настроения. А поскольку Павел придавал огромное значение внешнему виду, как собственному, так и своих подданных, а Франция в те времена считалась законодателем европейской моды, император стал принимать суровые меры против «парижского стиля», едва взойдя на престол. Один за другим следовали запреты: на круглые шляпы, белые жилеты, фраки, длинные, закрывающие щиколотки панталоны.
Особым указом был запрещён «тупей» — тот самый хохолок, который можно увидеть на всех портретах лысеющего Наполеона. В обязательном порядке чиновникам и военнослужащим предписывалось носить парики, которые повсюду в Европе уже стали выходить из моды. Дамская мода тоже пострадала: под строжайший запрет попал красный «фригийский» колпак, революционный символ свободы, а также трёхцветные красно-сине-белые юбки. Попутно было запрещено и слово «гражданин», употребляемое в революционной Франции.
Наказания за нарушения запретов предполагались нешуточные — ссылка, огромный штраф, битьё палками. Не помогал даже дипломатический статус: известно, что за ношение круглой шляпы был выслан из страны сардинский посланник. Попавшую под императорские запреты «крамольную» одежду — фраки, панталоны, жилеты полицейские публично рвали в клочья.
Но Павел I царствовал недолго, всего четыре года. И как только стало известно о его смерти, в марте 1801 года, по свидетельствам современников, на улицах Санкт-Петербурга и Москвы сразу же стали появляться и узкие панталоны, и фраки, и круглые шляпы. События двухсотлетней давности удивительным образом напоминают бессмысленную борьбу с узкими брюками, бритыми висками и прочими атрибутами «низкопоклонства перед Западом». История, как известно, повторяется, но ничему не учит.
Владимир Царан.