Карантинные меры, вызванные пандемией COVID-19, многим людям кажутся беспрецедентными. Граждане разных стран говорят, что за всю свою жизнь ничего подобного не встречали. Но стоит обратиться к опыту мировой истории, чтобы увидеть — эпидемии случались и раньше. Власти с помощью карантинных мероприятий пытались снизить количество заболевших. Посмотрим, помогали ли они, и чем всё заканчивалось.
Появление карантина во время эпидемии чумы (1377 год)
В 40-х годах XIV века эпидемия чумы, которую называли “Черной смертью”, началась в странах Средней Азии. В Европу болезнь добралась к 1347 году. Исследователи считают, что тогда умерло около 50% населения (или 200 миллионов человек). Например, Тоскана потеряла ¾ жителей.
Множество людей увидело в “Черной смерти” наказание свыше. Граждане пытались найти объяснение происходящему в искаженных пересказах мифов из Библии. Священники пытались остановить болезнь религиозными обрядами. В Ватикане понимали, что это не помогает и думали, какие меры необходимо предпринять.
И решение было придумано в 1377 году. В Рагузе (сейчас это хорватский город Дубровник) судно, которое вернулось из места зараженного чумой, не допускали к причалу в течение одного месяца. Власти считали, что за это время моряки и торговцы на корабле либо выздоровеют, либо умрут. Чуть позже срок увеличили до 40 суток. Меру назвали “карантином”.
В 80-х годах XIV века люди получили уже достаточно опыта, как бороться с чумой. Личный карантин выглядел так: как только появлялись слухи об эпидемии, люди бежали в отдаленные и малонаселенные местности. Притом они сторонились портовых городов. Гражданам рекомендовали не ходить по торговым рядам и на массовые собрания.
Нередко при вспышках чумы власти целых стран вводили массовые карантины. Изолировались зараженные районы и дома, священникам было нельзя приходить к больным. Умерших либо быстро сжигали, либо закапывали в вдали от городов. Правда, за соблюдением карантина следили слабо, поэтому правила постоянно нарушали.
Карантин во время эпидемии холеры в Российской Империи
В XIX веке холера была одним из самых смертоносных заболеваний. В Россию эту болезнь привезли в 1830 году русские войска, которые вернулись из азиатского похода. Заражение сначала случилось в Тифлисе и Астрахани, после чего перебросилось и на Москву. Изначально население, вплоть до малообразованных лекарей, приняли болезнь за чуму.
9 сентября, когда холера распространилась, правительство создало комиссию для пресечения болезни. Были развернуты небольшие больницы. Кроме того, Арсений Закревский — министр внутренних дел — принял решение закрыть ряд российских городов на карантин. Хозяйственная жизнь Империи была полностью остановлена, при этом люди продолжали заражаться. Многих расстреливали из-за того, что они пытались уехать из города.
Из-за карантина произошли холерные бунты. Эпидемия буйствовала до 1831 года, по стране заболело более 460 тысяч человек.Карантинные меры помогали плохо, однако благодаря болезни русская медицина начала активно развиваться. В дальнейшем холера сошла на нет.
Карантин при пандемии испанского гриппа
Только отгремела Первая Мировая Война, и мир еще не успел осознать, сколько человек она убила. Однако людям еще только предстояли куда большие беды. США в 1917 году решились вступить в войну. Бойцов размещали в фортах по 40 000 человек. В начале марта 1918 года в Канзасе сотни солдат, которые начали жаловаться на грипп, пожаловались медикам. Притом во время войны никто не обращал внимания на эту болезнь. После американские солдаты отправились в Европу. Из-за ужасной бойни первая волна эпидемии прошла незаметно, ведь в смертях некогда было разбираться. Про карантинные меры и речи не шло. Когда война подошла к концу, уже заболевших солдат возвращали по домам в разные страны.
Военная цензура значительно ограничивала прессу. У журналистов не было возможности писать о новой болезни. Однако в Европе нейтралитета придерживалась Испания, поэтому там о заболевании рассказывали свободно. В результате его назвали “Испанским гриппом”. Летом ничего страшного не произошло, однако осенью вирус вернулся и попал в Штаты. Только за октябрь в Америке погибло почти 200 тысяч человек.
Серьезно пострадали и европейские страны. Медиков после войны не хватало, власти ничего не могли сделать. Да что там — не было даже лекарств! Люди десятками начали умирать на улицах. По словам медсестры Джози Браун, “хоронить столько граждан не было сил даже у гробовщиков, которые трудились круглосуточно”. В разных государствах пришлось прибегнуть к массовым захоронениям.
Не обошлось и без жестких карантинных мер. Чем их больше вводили, тем сильнее получалось замедлять распространение инфекции. Кроме того, власти успевали подготовить планы по восстановлению экономики. Если в какой-то стране карантин вводили незамедлительно, то от испанки получалось избавиться куда быстрее. В некоторых случаях обязательным условием было социальное дистанцирование, которое продолжалось до 50 суток. По статистике, в городе, где карантин был менее 2 месяцев, банковский сектор восстанавливался очень тяжело. Не говоря уже о том, что умирало много людей.
К 1919 году испанка добралась до самых отдаленных стран, включая Австралию. Однако вирус уже “выдохся” и в скором времени исчез. В общей сложности испанским гриппом заболело 550 000 000 человек, или почти 30% населения планеты. Среди них, по мнению исследователей, умерло до 100 000 000 людей.
Карантин при сыпном тифе во времена Гражданской войны
Кроме испанки, на солдат обрушивались и другие болезни. Среди таких особо разрушительной оказался сыпной тиф. Сколько на самом деле человек заболело, никто не знает, так как за 1917-1923 годы зарегистрировали лишь небольшую часть. Российский эпидемиолог Лев Тарасевич считает, что больных было 25 000 000 граждан. Около одного миллиона погибло.
Вши стали возбудителями сыпного тифа. От этих насекомых в условиях войны избавиться было нереально. Так как перебежки к противнику оказались частым явлением, подобные бойцы стали своеобразным “бактериологическим оружием”. Проблема была в том, что большинство солдат оказались не привиты.
Чтобы побороть эпидемию, оперативно создавались санитарно-военные комиссии. Делали жесткие контрольно-пропускные пункты, пропагандировалась чистота. Кроме того, власти организовали карантинные мероприятия. В последнем случае параллельно старались проводить массовую вакцинацию. Солдат и гражданских закрывали на карантины в городах, в некоторых случаях под карантин попадали войсковые части. Благодаря этому получилось постепенно локализовать все очаги эпидемии.
Карантин из-за Черной оспы в Москве (1961 год)
Всё началось с того, что в Москву из Индии в конце декабря 1960 года вернулся известный художник Алексей Кокорекин. Он принимал участие в сожжении умершего брамина, после чего купил часть его вещей и увез с собой. Сначала мужчина сутки находился у любовницы, а после вернулся домой к жене. Спустя время он почувствовал себя плохо, и его увезли в больницу имени Боткина. Врачи думали, что лечат Алексея от тяжелой формы гриппа.
Однако буквально через неделю он скончался. Пригласили опытного патологоанатома, который быстро понял, что у умершего была черная оспа. Инфекционная больница сразу оказалась на карантине, спецслужбы принялись отслеживать контакты Алексея. Жена с любовницей решили сдать привезенные подарки в магазины, после чего в больницы стали поступать новые зараженные. Контакты отслеживали с особой тщательностью. Дошло до того, что в воздухе развернули самолет Аэрофлота, на котором был знакомый Кокорекина. Весь экипаж с пассажирами также попал на жесткий карантин.
Спустя сутки руководство страны принимает непопулярное решение — закрыть на карантин всю Москву. Буквально за 15 суток было выявлено почти 10 000 контактных человек. К 25 января решили привить практически весь город, включая Подмосковье. Остановить инфекцию полностью удалось за 44 дня. За это время заболело 45 человек, а погибло — трое. Если бы не беспрецедентные меры, то это число было бы гораздо больше.