Возможно, сегодня уже кому-то фамилия Михаил Шуйдин ничего не скажет. А было время, когда цирковой дуэт клоунов «Юрик и Миша» (Юрий Никулин и Михаил Шуйдин) был известен всей стране, объездил полмира, и просуществовал без малого тридцать лет. Но на слуху чаще был Никулин, он много снимался в кино, выступал на телевидении, и его лучше знала публика. А Шуйдин оставался верен цирку, и работать ему приходилось лишь в паре с «Юриком». Хотя свою долю признания Михаил Шуйдин тоже получил — был удостоен звания Народного артиста РСФСР.
Однако если клоуна Мишу зрители всё же узнавали на арене и любили, то другая сторона жизни Михаила Шуйдина, не цирковая и не клоунская, вообще не известна широкой публике. Гвардии старший лейтенант запаса, танкист Михаил Шуйдин во время войны был удостоен орденов Красной звезды, Красного знамени, нескольких медалей. Воевал под Сталинградом, освобождал Украину, Литву. Свой выбор профессии клоуна сам Михаил Шуйдин, со слов Юрия Никулина, объяснял зарубежным журналистам так: «Я воевал, я горел в танке. Поэтому я хочу, чтобы люди смеялись и не знали горя». На лице Михаила были видны следы сильных ожогов, которые он скрывал под слоем грима.
Одна из ярких страниц фронтовой биографии Михаила Шуйдина — командование весной 1944 года взводом средних танков «Шерман» американского производства. Танки Sherman поступали из США по ленд-лизу, с начала войны в СССР было поставлено около 4000 таких танков. В официальных документах и в обиходе советских танкистов было принято название М4. Танки прошли боевое крещение в 1942 году в Северной Африке. По отзывам советских танкистов, «Шерман» проигрывал нашему Т-34 по динамическим характеристикам, однако имел серьёзное преимущество по комплектации экипажа (пять человек вместо четырёх у Т-34, функции командира и наводчика разделены).
Танковый взвод под командованием Михаила Шуйдина в боях за освобождение Белоруссии и Литвы уничтожил четыре вражеских танка, а также две самоходки, семь автомобилей и около 70 гитлеровцев, 20 солдат взяли в плен. За что командира представили к званию Героя Советского союза. Звание не дали, ограничившись орденом Красного знамени. По рассказам Никулина, будучи человеком очень скромным, Шуйдин обиженным себя не считал.
Владимир Царан.