Со школьной скамьи каждый из нас знает (ну хотя бы должен знать) имя славного русского первопечатника Ивана Фёдорова. Впрочем, с именем в данном случае всё обстоит не так уж однозначно. Шёл XVI век, фамилии и отчества на Руси, в современном понимании, «лицам недворянского происхождения» были не положены. Потому подписывался наш герой Иван Фёдоров сын, то есть Фёдоров это фактически отчество. А
проживая за пределами Русского царства, в Литве и в Польше, он называл себя Иоанн Фёдорович Московит, в латинском варианте Johannes Theodori Moscus.
Однако дело тут не только в имени. Сам приоритет Ивана Фёдорова как русского первопечатника историками оспаривается. Хотя действительно первая в Русском царстве печатная книга на церковнославянском языке вышла 1564 году и называлась «Апостол», её издатель — государев «друкарь» Иван Фёдоров, помощник — белорус Пётр Мстиславец. Это всё нам известно из учебников отечественной истории.
Но дело в том, что «Апостол» был первой точно датированной печатной книгой. А выходили печатные книги в эпоху Ивана Грозного и ранее, до 1564 года. Их известно всего семь, самая первая представляла собой сборник четырёх канонических Евангелий на церковнославянском языке. Однако печатались эти книги хоть и на государственный счёт, но анонимно, и не содержат никаких выходных данных — ни даты издания, ни имени издателя.
При этом известно, что печатались книги по указанию Ивана Грозного. По его просьбе король датский Кристиан III командировал в Русское царство печатника Ганса Миссингейма по прозвищу Бухбиндер (переплётчик). Типографское оборудование и славянские шрифты Миссингейм, вероятно, купил в Польше, там к тому времени православная община уже печатала церковные книги. Неожиданную щедрость короля Кристиана, лютеранина, историки объясняют его тайным желанием обратить русских в свою веру. Из этих планов ничего не вышло, хотя открыть в Москве лютеранскую кирху Грозный разрешил.
Ганс Мессингейм прибыл в далёкую Московию в одиночку, по договорённости царя с королём обслугу типографии он должен был набрать и обучить на месте. Судя по тому, что типография работала успешно, выпускала книги, обучение проходило на высоком уровне. Среди учеников Мессингейма были и создатели «Апостола» Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец. Науку датчанина русский и белорус усвоили «на отлично», историки и библиографы отмечают высочайший, для того времени, художественный и полиграфический уровень «Апостола». Но справедливости ради нужно отметить: первопечатниками на Руси были всё-таки не они, а датчанин Ганс по прозвищу «Переплётчик», даже портрета которого его новая родина не сохранила.
Владимир Царан.