В этом году исполнилась двадцатая годовщина со дня смерти культового французского кинематографиста с русскими корнями – Вадима Игоревича Племянникова, более известного как Роже Вадим. Создатель драматических лент «И Бог создал женщину», «Опасные связи», а также откровенной мелодрамы «Если бы Дон Жуан был женщиной» и многих других фильмов прославился не только своим творчеством, но и весьма насыщенной личной жизнью.
Кинорежиссер пять раз был женат и воспитал четверых наследников. Его первой законной супругой стала юная актриса Брижит Бардо, а их совместная работа прославила обоих на весь мир и стала классикой кинематографа. Но, к сожалению, их союз, в конечном счете, распался, хотя режиссеру и его любимой музе удалось сохранить теплые дружеские отношения, и в будущем они успешно сотрудничали. Роже Вадима прозвали кинематографистом, зажигавшим величайшие кинозвезды.
Роже Вадим: биография, начало творческого пути
Будущий актер и режиссер появился на свет в Париже, в 1928-м году, 26-го января в русско-французской семье. Глава семейства – Игорь Николаевич Племянников был уроженцем Киева, эмигрировавшим за границу в разгар революции, а мама – французская актриса Мария-Антуанетта Ардилуз. Отец стал французским дипломатом, а мать, после появления на свет первенца, отправилась вслед за супругом сначала в Египет, а потом в Турцию, куда Игоря Николаевича делегировали с дипломатическими миссиями.
Когда режиссеру в интервью задавали вопросы относительно его национальной принадлежности, он говорил, что во всех вопросах, касающихся воспитания и культуры, он, бесспорно, француз, но вот в своих взглядах и отношении к жизни, он не похож на французов-прагматиков, и чувствует, что в нем русская душа.
Практически все детство Вадима прошло в Турции, но после смерти его отца, который скончался в 1938-м году, в возрасте 34-х лет, мама забрала сына и дочь Элен, и возвратилась во Францию. И Вадим, и его сестра выбрали себе профессии, связанные с миром кинематографа: он заинтересовался актерством, а после и режиссурой, а она стала весьма успешным и известным монтажером.
В середине 40-х годов Вадим прошел курс обучения актерскому мастерству, а после начал играть на театральной сцене, исполняя небольшие роли. Тогда же он взял себе творческий псевдоним Роже Вадим. Однако, согласно других сведений, Племянников решил попробовать себя на литературном поприще, сел за написание романа, а Роже Вадим собирался сделать своим литературным псевдонимом. Но, когда начинающий писатель показал свои рукописи известному драматургу Андре Жиду, тот весьма критично оценил его работу. Так Племянников понял, что литература – не его конек, и решил сосредоточиться на актерстве и кинематографе.
Все тот же Андре Жид познакомил Вадима с выдающимся кинематографистом Марком Аллегре, у которого молодой человек начал работать в качестве ассистента, а после стал соавтором сценариев. В кино в качестве актера Роже дебютировал на заре 50-х годов. Примерно тогда же он познакомился с совсем еще юной начинающей актрисой Брижит Бардо, в которую без памяти влюбился.
Роже Вадим и Брижит Бардо: история любви
Брижит, как и многие культовые красавицы, в детстве была, что называется, «гадким утенком»: невзрачная, с чрезмерно широкими скулами и кривыми зубами. Девочка в детстве носила специальную пластинку, чтобы выровнять прикус, и поставить на место сильно выдававшиеся вперед резцы. Вместе с тем, она была невероятно грациозна и артистична, обладала безупречной фигурой и всегда держала осанку.
Когда Вадиму впервые попались на глаза фотографии юной Бардо, то он был поражен исходившим от неё внутренним светом, который не возможно было не заметить. Мужчина показал снимки Аллегре, а тот, заинтересовавшись молодой особой, попросил ассистента разыскать эту девушку и пригласить её на кинопробы.
Роже, увидев Брижит воочию, окончательно влюбился в неё. Поначалу актрисе было не по себе от пылких взглядов Вадима, но он увидел в ней не просто женщину, а настоящий бриллиант, который вскоре засверкает, заняв достойное место среди звезд кинематографа.
Вскоре пара начала встречаться, но когда об их романе узнали родители юной актрисы, которой на тот момент еще не исполнилось и шестнадцати лет, то пришли в ужас. Они хотели обвинить Роже едва ли не в совращении несовершеннолетней, но начинающий режиссер умел располагать к себе людей. Он убедил строгих папу и маму девушки в серьезности своих намерений. Однако, глава семейства потребовал, чтобы пара венчалась по католическому обряду. Вадим охотно принял это условие, и перешел ради возлюбленной из православия в католицизм.
В 1952-м году, едва Брижит исполнилось восемнадцать лет, пара сыграла свадьбу: они прошли гражданскую церемонию в парижской мэрии, а на следующий день венчались в соборе Нотр-Дам-де-Грас. Сочетавшись законным браком, молодожены поселились в квартире, которую им подарили родители Бардо.
Роже оказал на молодую супругу и на её становление, как личности, значительное влияние. По словам самой актрисы, первый муж научил её «буквально всему». Еще при первой их встрече, он пообещал девушке сделать из неё настоящую звезду, и сдержал свое обещание. Многие кинокритики считают, что именно он, так сказать «создал Бардо».
Вадим сотворил из супруги образ девушки-мечты. Из шатенки она перекрасилась в блондинку, по его настоянию Брижит начала пышно начесывать и завивать волосы, а также делать макияж роковой соблазнительницы: алые губы и густо подведенные глаза. В своей дебютной режиссерской работе – драматической ленте о любви «И Бог создал женщину», главную роль кинематографист писал специально для своей любимой Брижит.
Эта работа произвела эффект разорвавшейся бомбы, и мгновенно прославила обоих супругов. Героиню Бардо сравнивали с первозданной женщиной: Евой, Венерой кисти Боттичелли, которая одновременно была чувственной и невинной. Поначалу в консервативной Европе к фильму отнеслись критично, но он имел просто оглушительный успех за океаном, в связи с чем, некоторое время спустя, картина повторно была запущена в кинотеатрах Франции и других европейских стран.
Роже Вадим и Брижит Бардо: развод
Партнером Брижит по нашумевшему фильму стал молодой французский актер Жан-Луи Трентиньян, которого, к слову, выбрал и утвердил на главную роль сам Роже. Однако, режиссер никак не ожидал, что на съемочной площадке деловые отношения его супруги и Жана-Луи перерастут в бурный роман, который широко освещался в прессе.
Для Роже измена возлюбленной оказалась серьезным потрясением, но он принял ситуацию достойно. Кинематографист не стал устраивать скандалов и сцен ревности, а просто отпустил Брижит. За это актриса была благодарна первому мужу всю жизнь. Позже в своих интервью она говорила о том, что их любовь «разбилась о быт».
Тем не менее, экс-супруги сумели сохранить дружеские и доверительные отношения. Позже Вадим снял бывшую жену еще в нескольких своих фильмах, в частности, ей досталась главная роль в эротической драме «Если бы Дон Жуан был женщиной».
Роже актриса любила называть «старый русский» и всегда тепло о нем отзывалась. Она впоследствии еще несколько раз была замужем, а также крутила многочисленные романы с известными мужчинами и признанными красавцами. В браке с французским актером и кинематографистом Жаком Шарье Бардо родила своего единственного ребенка – сына Николя-Жака Шарье, но отношения с наследником складывались непросто, и они практически не общались.
Роже Вадим после развода с Брижит Бардо
Личная жизнь кинорежиссера и продюсера всегда была неразрывно связана с творчеством, а его музы зачастую становились женами или любовницами Роже. Его следующей возлюбленной стала молоденькая модель и начинающая актриса по имени Сюзанна Аннетта Стройберг. В 1958-м году пара официально узаконила свои отношения и девушка стала Аннетт Вадим. Её кинематографист снял в двух своих картинах, в том числе и в культовой драме «Опасные связи», сделав из никому неизвестной провинциалки настоящую звезду.
У супругов родилась общая дочь Натали, но, несмотря на появление наследницы, брак продержался всего лишь два года, после чего пара подала на развод. В качестве причины расставания сама Аннетт называла роман её супруга с юной актрисой Катрин Денев.
Женщина даже угрожала забрать дочь и запретить Роже видеться с ребенком, в случае, если он уйдет к Денев, но угрозы режиссера не остановили. Аннетт впоследствии вышла замуж за греческого магната Грегори Каллиманопулоса, и перебралась вместе с ним жить за океан, в Соединенные Штаты.
На момент знакомства с Вадимом, Катрин едва исполнилось семнадцать лет. Вскоре пара начала жить вместе, однако, официально свои отношения они не регистрировали. Кинематографист снял возлюбленную в драматической кинокомедии «Парижанки», а также в картине «Грех и добродетель».
Денёв стала кинозвездой во многом благодаря мужу-режиссёру, хотя, справедливости ради заметим, что первый громкий успех пришел к ней после каннского триумфа музыкального мелодраматического фильма «Шербурские зонтики», режиссера Жака Деми.
Гражданский брак с Денев продлился почти пять лет, у пары родился общий сын Кристиан Вадим, который впоследствии также стал довольно успешным актером. Тем не менее, их творческий и семейный союз распался, когда кинематографист повстречал свою новую музу и будущую супругу.
На сей раз избранницей Роже стала красавица-американка Джейн Фонда. Их роман завязался в 1964-м году, а через три года актриса стала законной женой французского режиссера. Вадим снял супругу в главной роли в своей фантастической приключенческой ленте «Барбарелла», а также в драматическом хорроре «Три шага в бреду».
По воспоминаниям режиссера, работать с Джейн всегда было одним удовольствием, ведь она была внимательна к его указаниям, очень дисциплинированна и пунктуальна, а также стремилась все делать как можно лучше, проявляя себя истинным профессионалом.
Этот брак продлился до 1973-го года, и со стороны выглядел прочным и счастливым. У супругов родилась общая дочь, которой дали имя Ванесса, но режиссеру нужна была новая муза. Роже и Джейн удалось расстаться тихо и без скандалов, сохранив дружеские отношения ради общего ребенка.
Затем у режиссера был непродолжительный роман с актрисой и писательницей Сильвией Кристель, прославившейся благодаря исполнению главной роли в культовой откровенной драме «Эммануэль». В 1975-м году он женился на наследнице влиятельных французских промышленников — Катрин Шнайдер, подарившей ему сына Ваню. Однако, этот брак распался менее, чем через два года. Ныне Ваня Племянников (мужчина носит настоящую фамилию своего знаменитого отца) является талантливым и успешным фотографом.
Последней официальной супругой Роже Вадима стала киноактриса Мари-Кристин Барро, с которой он познакомился на одном из европейских кинофестивалей, где они оба были в составе жюри. С ней режиссёр нашёл истинное тихое счастье в 1990-м году, когда ему самому было уже 62 года. Вместе кинематографист и актриса прожили до самой смерти Вадима в 2000-м году.
В день прощания с прославленным мэтром кинематографа собрались все его бывшие жёны. Они оплакивали некогда любимого мужчину, держались за руки и выглядели одной семье, потерявшей общего родственника. Позже Мари-Кристин в одном из интервью как-то сказала о Вадиме: «Расставаясь, Роже всегда сохранял теплые отношения со всеми, ведь он не умел по-другому».