Фильм «Дни славы», снятый на голливудской студии кинокомпании RKO Pictures и вышедший на экраны в 1944 году, рассказывает о мужественной борьбе советских партизан с немецкими оккупантами во время Второй мировой войны. Рассказывает с заметной симпатией к советским партизанам и вообще к русским, к русской культуре и истории. Но этому интересному фильму не повезло. После войны он попал под запрет сначала в США, где печально знаменитая «Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности» сенатора Юджина Маккарти усмотрела в нём «пропаганду коммунистической идеологии». А затем и в СССР, где до объяснений не снизошли, а просто запретили, ибо «холодная война».
С точки зрения современного зрителя, никакой идеологии, ни коммунистической, ни капиталистической, в «Днях славы» нет и близко. Есть честная попытка режиссёра Жака Турнёра и сценариста Кейси Робинсона доходчиво рассказать американскому зрителю о союзниках Америки и их самоотверженной борьбе с фашизмом. Фильм позиционирован как «военная драма», но наши соотечественники, те, кто жил в СССР, смогут смотреть его не иначе как комедию, снятую людьми, имеющими представление о нашей стране и нашей истории из книг и рассказов эмигрантов.
Кстати, русские эмигранты есть и среди актёров, снимавшихся в фильме. Роль главной героини сыграла известная балерина Тамара Туманова (в фильме она тоже балерина), а на роль русского крестьянина, видимо, не нашлось никого, кроме настоящего русского князя Игоря Долгорукого.
Роль главного героя, инженера Владимира, ставшего командиром партизанского отряда, сыграл Грегори Пек, будущая звезда Голливуда, «писаный красавец», не попавший на фронт по состоянию здоровья. Это его первая актёрская работа в кино, надо сказать, весьма успешная. Он красив, смел и находчив, как и все партизаны в фильме. Которые в паузах между боями читают отрывки из Пушкина и Лермонтова, в общении друг с другом обязательно употребляют слово «товарищ» и повсюду таскают за собой огромный самовар. Но воюют самоотверженно и умело.
Автору этих строк после просмотра «Дней славы» стало весело и немного грустно. Этот наивный, откровенно пропагандистский фильм был явно снят с самыми добрыми намерениями. Но их не поняли (или не захотели понять) ни по ту сторону океана, ни по эту.
Владимир Царан.