Как граф Матвей Мамонов стал первой жертвой «карательной психиатрии»

Жизнь Матвея Александровича Дмитриева-Мамонова (1790-1863) — яркий пример того, какая жестокая судьба может быть уготована тем, кому от рожденья вроде бы «всё дано». Граф, сын генерал-адъютанта и фаворита Екатерины, прямой (по мужской линии) потомок Рюриковичей. Миллионер, владелец 15 тысяч душ крепостных и нескольких десятков имений в разных губерниях России. Даже внешне был очень похож на Петра I, и так же, как первый русский император, обладал огромной физической силой. Получил прекрасное образование в России и во Франции.

Фото:rg.ru

Отечественная война 1812 года предоставила Матвею Мамонову дополнительный шанс отличиться. Император Александр I разрешил 22-летнему графу организовать собственный кавалерийский полк. Мамонов пожертвовал на создание полка три миллиона рублей и снарядил около тысячи человек из числа собственных крепостных, а также городских волонтёров. Полк графа Мамонова участвовал в Зарубежном походе русской армии 1813 года, а сам граф был награждён золотой саблей за храбрость в боях при Малоярославце и Тарутине. Во время пребывания во Франции вышел в отставку в чине генерал-майора.

Сражение при Малоярославце. Фото:runivers.ru

Граф был горяч, своенравен, гордился древностью своего рода, не терпел несправедливости и придворного подхалимства. Ещё в 1812 году вместе с несколькими единомышленниками пытался учредить Орден русских рыцарей, радикальную организацию, в программных документах которой были прописаны отмена крепостного права и избрание парламента в России. По сути, документ предвосхищал Конституцию декабристов.

Реализацией своего проекта Мамонов заниматься не стал и по возвращении из Франции в 1817 году стал вести затворнический образ жизни. Вооружил роту крепостных мужиков, а родовое имение Дубровицы превратил в укреплённый военный объект, с пушками и крепостными стенами. И рассылал письма, в том числе и представителям власти самого высокого звания, не стесняясь критики и резких выражений. А в 1825 году отказался присягать новому императору, Николаю I, попутно заявив о своих правах на трон. После чего судьба обернулась к графу «непарадной» стороной. Его признали сумасшедшим, насильно изолировали в имении и стали поливать холодной водой, такой в те времена была главная «психиатрическая помощь». Врачи и священники требовали покаяния, от чего Мамонов категорически отказывался до самой смерти.

Историки и психиатры до сих пор не имеют единого мнения по поводу того, страдал ли молодой граф Мамонов психическим расстройством. Но в любом случае применяемые к нему методы: холодная вода, смирительные рубашки, фиксационные бинты — это уже элементы карательной психиатрии, Матвей Мамонов стал её первой известной жертвой.

Владимир Царан.