Землетрясение 1988-го года, известное как Спитакское, также носит и другое название – Ленинаканское. Оно случилось 7 декабря на территории Армянской ССР. В результате стихийного бедствия пострадало около 650 тысяч человек, часть из которых погибла, осталась без покрова или получила травмы. Общая беда и горе временно объединило страны, входящие в состав СССР.
Азербайджан оказывал помощь Армении наряду с другими республиками, несмотря на назревавший до этого конфликт. Но мало кто поверил в то, что землетрясение произошло само по себе. Некоторые полагали, что к этому причастен союзный центр и на самом деле это были спланированные действия.
Начало землетрясения
В двенадцатом часу дня седьмого декабря в Армении резко началась целая серия подземных толчков и встрясок. Преимущественно они проходили именно в северной части Армении, где проживал почти 1 миллион человек. Эпицентром всего стал город Спитак, где по двенадцати бальной шкале было 10 баллов. В остальной части толчки достигали 6 баллов, но даже этого хватило, чтобы оставить после себя массу разрушений. Волна землетрясения обошла земной шар дважды и была зарегистрирована ещё в Азии, Америке, Европе и в Австралии.
По итогу практически половина общей территории Армении была повреждена. Специалисты, которые пытались разобраться в произошедшем, сравнили мощность стихийного бедствия с взрывом десяти атомных бомб, сброшенных на Хиросиму в 1945-м.
Афтершоки — это повторные удары сейсмической волны, но с меньшей силой. Самые большие из них были глубиной в 110 метров, более сотни было обнаружено за первый месяц после бедствия.
Восстановление и последствия
После первых толчков были созваны все спасательные команды, пожарные. Вторые пытались потушить огонь на базе нефти, чтобы избежать ещё более страшных последствий. Бульдозеры, краны, машины и почти пятнадцать тысяч человек были отправлены в эпицентры. Чуть позже на помощь пришли части из подразделения вооружённых сил СССР и другие бригады.
Самым главным на тот момент было спасение людей, потому что проводить эти работы зимой в горах было слишком тяжело. Медицинская помощь стояла на первом месте, потому что количество жертв было огромным. Всё это усложняли повторяющиеся в течение двух недель толчки силой до пяти баллов, а температура вокруг перепадала с минуса на плюс, ухудшая самочувствие пострадавших.
Так как дороги и большая часть наземных путей были разрушены, нельзя было эвакуировать людей наземным транспортом. А вертолёт мог осуществлять перевозку только в дневное время, поэтому прямо в горах были созданы целые лагеря с палатками, запасом питания и отделами медицинской первой помощи.
По первым официальным данным было установлено, что 25 тысяч человек погибло, ещё 140 тысяч получили серьёзные ранения и теперь являются инвалидами, а почти полмиллиона человек лишились своих домов. Были разрушены школы, детские сады, два театра и музеи, библиотека, пятьдесят кинотеатров, клубы и культурные дома, железнодорожные пути, трассы и масса предприятий. В эпицентрах практически ничего не осталось, включая медицинские учреждения. В Спитаке всех раненых отвозили на стадион Базум, где проходило оказание помощи и срочное лечение.
В спасательных операциях принимали участие добровольны и двадцать тысяч солдат. Три тысячи машин работали над расчисткой завалов после землетрясения, а весь СССР проводил сбор помощи для Армении. Помощь оказали даже другие государства, отослав своих медиков, а восстановлением занималось 111 стран, которые добровольно предоставили своих людей, продовольствие и технику.
Однако в таких условиях не обошлось без потерь. Так разбилось два самолёта, которые должны были доставить помощь. Советский и югославский самолёты врезались в гору по разным причинам.
Также в целях безопасности была остановлена работы Армянской АЭС, её блок был навсегда отключён, а второй появился и начал работать только в 1995-м.
Спасательные работы на территории землетрясения стали уроком для многих стран и показали, что договорённость между ними является обязательной частью, потому что в противном случае Армения так и не смогла бы восстановиться. Республики СССР, включая пострадавшую, разработали систему предупреждения и последующей ликвидации чрезвычайных ситуаций, на её основа была создана Комиссия Совета Министров СССР по ЧС. После распада СССР она стала МЧС.
Страны-помощники, а также другие республики СССР взяли пример с Москвы и помогали тем людям, которым больше не было где жить. Для них предоставляли места в общежитиях, пустые квартиры и места в гостиницах.
Землетрясение: чьих рук дело?
Первые слухи о том, что случившееся в Спитаке могло быть спланировано, появились в 1988-м. Согласно теории организатором сейсмической активности являлась Москва, которая испытывала в Армении мощность тектонического оружия. Так как в этот же период назревал серьёзный конфликт между Арменией и Азербайджаном, это могло быть попыткой стереть их разногласия, объединив республики в спасательных операциях. Ведь именно такие катастрофы становятся причиной сплочения и объединения, поэтому в интересах Москвы было укрепить СССР.
Эту теорию подкрепляет несколько интересных фактов:
- Летом и осенью 1988-го года с полигонов под Спитаком и Кироваканом было эвакуировано боевое оборудование и техника;
- Командирам и составу этих частей был выдан отпуск в Россию;
- Среди советских солдат ходили слухи о грандиозном испытании;
- После катастрофы солдаты окружили пустырь рядом с селом Налбалд, где земля ушла из-под ног на пять метров. Существует предположение, что там произошёл ядерный взрыв в вакууме, по мощности похожий на десятку атомных бомб. Именно он должен был спровоцировать волну толчков;
- Министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе двузначно выразился в СМИ другим странам: Мы не думали, что последствия от землетрясения будут такими;
- Этот же министр при визите в Японию упомянул, что СССР имеет у себя в распоряжении четыре разных геофизических взрывных устройств.
Есть менее очевидная теория, которая винит во всём азербайджанских учёных, занимавшихся геологией и разработавших систему дистанционного воздействия на очаг стихийного бедствия. Согласно теории именно они переместили эпицентр в Армению.
Есть и те, кто не поддерживает ни одну из теорий и считает, что катастрофа произошла без видимых на то причин. Сторонники этой версии полагают, что слух был специально создан, чтобы раззадорить Армению. Это подтверждает и тот факт, что Советскому Союзу совсем невыгодно планировать такие серьёзные испытания на территории Армении, где находится огромное количество поселений и городов. Также экономическое положение республик на тот момент было не самым лучшим и бюджет не смог бы покрыть все расходы на восстановление.
Григорий Щехтман, геолог и физик, говорил о том, что механизмы воздействия были применены, но не для того, чтобы навредить. Механизмы применялись во избежание последствий и их предотвращения. В добавок, подобные случаи уже бывали в местности, где находится Армения. И, возможно, разрушения были бы с меньшим масштабом, если бы советские строители не экономили на строительных материалах.
Позже из-за распада СССР полный план восстановления Спитака и ближайших территорий так и не был реализован.