Всю последнюю неделю украинские и иностранные СМИ активно обсуждали материалы панамской компании «Mossack Fonseca», которые, согласно официальной версии, неизвестным путем были добыты международным консорциумом журналистов-расследователей. Данная фирма занималась юридическим и консалтинговым обеспечением оффшорных компаний, создаваемых на территории этой Центральноамериканской страны. Среди ее многочисленных клиентов значились, в том числе, футболист Лионель Месси, исландский премьер-министр Сигмюндюр Гюннлёйгссон, отец британского лидера Дэвида Кэмерона, а также украинский президент Петр Порошенко. Журналисты потянули за кончик цепи и вытянули на поверхность то, на что лучше вообще не смотреть, ни слышать и ни знать. Обо всем по порядку.
Приличная компания
Действительно, окружение, в которое попал Петр Алексеевич, выглядит вполне респектабельно и прилично. Ни для кого не является откровением, что весь современный мировой бизнес активно использует оффшоры, по двум простым причинам: из-за низких налоговых ставок и отсутствия необходимости объяснять происхождение капиталов.
Ошибочно думать, что подобные райские места находятся только в Панаме или на малоизвестных островах, затерянных в океане. Это далеко не так. Территории, свободные от налогообложения, есть в Англии, Швейцарии, Китае, Соединенных Штатах и так далее. В виде «Специальных экономическим зон» с небольшими оговорками они присутствуют на всем постсоветском пространстве.
И что такого в том, что крупный бизнесмен Порошенко где-то за океаном зарегистрировал еще одну мелкую фирму с уставным капиталом всего в тысячу долларов? Ведь его предприятия работают не только в Украине, но и в России (Липецк), и в Литве (Клайпеда).
Панамский оффшор оказался не причем
Панамская компания президента действительно существует, но никогда не работала. Ей было суждено стать тем самым кусочком цепи, за который потянули и выяснили, что Петр Алексеевич имеет, как минимум, пять активно действующих оффшорных компаний.
Впервые его проблемы с уклонением от налогообложения в особо крупных размерах стали известны еще в 2003-м году. В США оправляют за решетку за гораздо меньшие провинности, а в Китае – вообще расстреливают. В Украине уголовное дело, как водится, через год успешно закрыли. Однако, сегодня данный факт малоинтересен, поскольку неудивителен. Привыкли.
Основной удар по репутации Порошенко через публикации во влиятельных газетах «Guardian» и «Suddeutcshe Zeitung» нанесли его самые надежные союзники и партнеры – Лондон и Вашингтон. Напомним, что немецкий еженедельник является собственностью американской финансовой группы «Goldman Sachs».
Уважаемые и известные журналисты, которых нельзя уличить в особых симпатиях к Кремлю, в своих статьях указали, что все основные активы украинского президента, включая корпорацию «Roshen», были выведены в оффшор «Prime Asset Partners», зарегистрированный на Виргинских островах (Великобритания), в конце августа 2014-го года. О чем вопиет эта дата?
Иловайский котел
Став Президентом Украины в июне, Порошенко публично заявил, что покончит с гражданским конфликтом на Донбассе за две недели. И напомнил, что он является приверженцем мира и ярым противником войны. Многие граждане страны ошибочно восприняли его слова, как стремление к общенациональному примирению. Однако, истинный путь лежал в области расчленения территорий непризнанных республик, восстановления контроля над государственной границей, окружения вооруженных группировок и их полного уничтожения. Силы и средства для этого были.
Что произошло впоследствии всем прекрасно известно. Успешно начатая «победоносная» войсковая операция против шахтеров, бухгалтеров, парикмахеров и других представителей мирных профессий, неожиданно наткнулась на их квалифицированно сопротивление, которое переросло в наступление, завершившееся полным разгромом и деморализацией ВСУ и националистических батальонов. Дорога на Киев была открыта, и закрыть ее было нечем.
Что делать, когда страшно
В это время СМИ растиражировали высказывание одного из лидеров ДНР, суть которого сводилась к тому, что «республиканцы» готовы освободить весь юго-восток страны, а если нужно, то и всю Украину. В Киеве эти слова, произнесенные в состоянии эйфории от победы, интерпретировали, как прямую и реальную угрозу.
Как стало понятно из газетных публикаций, Порошенко незамедлительно принял меры по спасению своих активов и вынуждено согласился на подписание, так называемого, «Минского протокола», который был ему крайне невыгоден во всех смыслах. Его исполнение фактически означало конец президентству, которое началось так удачно. Да и денег в «майданный переворот» было вложено немало. Но, что тут поделаешь, когда натурально страшно, а своя рубашка и к телу ближе, и греет лучше?
И что теперь?
Ничего. Очередной украинский президент подготовился бежать из страны. В первом случае это была случайность, во втором – она станет закономерностью, а во всех последующих — перерастет в традицию. Формально нет обвинений, которые можно было бы предъявить Порошенко. Этим вопросом нужно предметно заниматься, а делать это некому. Органов противодействия коррупции в стране, как грязи, а юридически оформленных полномочий нет.
Олег Ляшко начал собирать депутатские подписи за инициацию процедуры импичмента, но это его традиционный «маркетинговый ход», направленный на предстоящие внеочередные выборы. Причина в том, самой по себе «процедуры импичмента» не существует, поскольку Верховная Рада ее не разрабатывала.
Надеяться на то, что Петр Алексеевич поступит аналогично исландскому премьеру Гюннлёйгссону, подавшему в отставку буквально на следующий день после публикации «панамских документов», также не приходиться. Не для этого он приходил во власть, чтобы придаваться сантиментам, и ставить на одну чашу весов интересы бизнеса и нормы морали.