Александр Клименко, который является основателем общественной инициативы «Восстановление Донбасса», а в прошлом, при власти В. Януковича, занимавший пост министра доходов и сборов Украины, заявил, что переговоры в Минске, по мнению общественности, прошли лучше, чем можно было ожидать. Но как всегда, «дьявол кроется в деталях».
Что имеется в виду? Речь идет не о «режиме прекращения огня», который без особого энтузиазма приняли обе стороны, не особо веря в ответственное отношение к этому решению противника. А вот оговоренный в соглашении «режим временного местного самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей» кроет в себе возможность конфликтов.
По мнению Клименко, смутная терминология может породить ряд расходящихся толкований, которые только приведут к усугублению конфликта, и так унесшего слишком много жизней.
При этом существует простое и эффективное решения ситуации – организация на Донбассе особой экономической зоны (ОЭЗ).
Как ни странно, но впервые эта идя была предложена именно Порошенко в интервью, которое он давал во время визита во Францию. Порошенко озвучивал эту идею как вариант снижения экономического и геополитического давления в регионе.
По словам Порошенко, ОЭЗ позволит создать ситуацию на Донбассе, для которого принят особый статус самоуправления, которая «отрегулирует отношения с ЕС и Россией».
Но с тех пор мы не слышали никаких дальнейших упоминаний о ОЭЗ. Почему?
Очевидно из-за ошибочного мнения, что социальная, гуманитарная и финансовая блокада региона и ограничения в передвижении граждан под давлением военных операций, заставят жителей Донбасса проявить проукраинские симпатии.
Но вполне неизбежным результатом такой политики стало ухудшение гуманитарной ситуации в регионе.
По мнению Клименко, это привело к тому. Что сегодня на Донбассе ведется «война выжженной земли», а сам Донбасс превратился в «кровоточащую рану на востоке Украины».
Все возможные варианты принуждения Донбасса к возвращению в лоно Украины были исчерпаны.
И единственное, «что так отчаянно нужно, это чувство надежды на Донбассе. Чувство, что возможно светлое будущее,
ради которого стоит вернуться в Украину» — считает Клименко.
Сегодня нет объективных оснований полагать, что власти много думали о месте Донбасса в общей структуре государства.
И только твердое решение о создании ОЭЗ может стать тем всеобъемлющим решением, что вместо невероятных военных расходов, направленных на уничтожение региона, напротив, станет решением, которое стимулирует развитие экономики и привлечет инвестиции.
Кроме того, ОЭЗ позволит сохранить целостность государства, признавая традиционную четкую региональную идентичность Востока, и придать Донбассу подлинное стратегическое значение в качестве моста между Европой и Россией. Это также помогло бы получить поддержку со стороны международного бизнес-сообщества, привлечения бизнеса через возможность мультивалютных платежей и отсутствия налогообложения.
В целом, количество ОЭЗ растет во всем мире, около 1200 их уже создано сегодня и количество возрастает на 7% в год.
Соединенные Штаты, Япония, Европейский союз и Южная Корея — все они все использовали гибридные версии ОЭЗ, чтобы создать стимулы для бизнеса. В Северной Ирландии административная автономия помогла облегчить напряженность и создать региональный экономический рост.
В нынешней же ситуации, считает Клименко, чем больше Украина пытается отгородить Донбасса путем блокады и замалчивания проблем, тем труднее будет восстановить мир и, в конечном итоге, восстановить регион.
Если радикальных решений сегодня не будет принято, считает экс-министр, что в будущем нас ждет мрачная альтернатива «дальнейшего обнищания, смерти и разрушения».
Источник BBC