В среду, 28 сентября, в голландском Ньювегейне международной следственной группой по расследованию трагедии с рейсом MH17 широкой общественности были представлены промежуточные результаты расследования. В обобщенном виде они выглядят следующим образом: малазийский Боинг летом 2014 года сбила российская ракета, выпущенная с неподконтрольной территории «Дельфином» и «Орионом». Это позывные непосредственных участников происшествия, в число которых входит еще порядка сотни человек. Их имена, в интересах следствия, не разглашаются.
Вместе с этим, вина России не установлена, поскольку невозможно доказать наличие в этих действиях злого умысла. Существует высокая доля вероятности того, что роковой запуск ракеты был произведен по ошибке. Одновременно не вызывает сомнения факт нарушения Украиной основополагающих документов, регламентирующих обеспечение гражданских полетов над территорией боевых действий. Она умышленно не закрыла свое воздушное пространство на Юго-востоке страны.
Так кто же на самом деле виновен в смерти 298 человек у села Грабовое?
Тот, кому это выгодно
Вспомните историю двухлетней давности. Буквально на следующий день после трагедии Соединенные Штаты в унисон с Украиной обвинили в ней Российскую Федерацию. Без предъявления доказательств, без расследования – просто взяли и назначили виновного. За этим незамедлительно последовали экономические санкции со стороны западной коалиции. Другими словами, нужен был повод и его нашли, а точнее, искусственно создали.
Этому факту есть логическое подтверждение. В уголовном деле по-прежнему нет аутентичных записей переговоров украинского диспетчера и пилотов злополучного рейса. Зачем их нужно скрывать от общественности? Есть печальная, но весьма показательная аналогия – падение ТУ-154 под Смоленском в 2010 году. Тогда погиб президент Польши Качиньский с супругой, известные политики, высшее духовенство, все военное командование страны – всего 88 человек. Аудиозаписи и тексты переговоров летчика и диспетчера лежат в интернете в свободном доступе. Скрывать просто нечего.
Российская сторона, апеллируя данными объективного контроля, которые были получены с собственных радаров, утверждает, что диспетчер умышленно заставил малазийский Боинг изменить первоначальный маршрут, снизиться, переместиться вглубь территории страны и пройти над зоной диаметром в 320км, в которой одновременно находились и ополченцы, и ВСУ, и «добробаты».
Зачем? Чтобы случайно самолет не рухнул на территории России? Ответов на эти вопросы нет. Сегодня Андрей Лысенко – представитель ВСУ – пообещал опубликовать записи «таинственных» переговоров, чем еще больше запутал ситуацию.
Видимых причин у Москвы сбивать малазийский авиалайнер над украинской территорией не было. Отдельные политики в Киеве утверждают в СМИ, что она искала повод для начала оккупации всей страны. В этом нет никакой логики.
Фатальная ошибка
Ключевым словосочетанием доклада международной комиссии, несомненно, является «сбили по ошибке» в совокупности с невиновностью России. В нем есть скрытый смысл, который в первом приближении не виден: само проводимое расследование бессмысленно и бесперспективно.
Привлечь Кремль к какой-либо ответственности через международные инстанции не представляется возможным по определению. Трибунала, которого Киев требовал от Совбеза ООН, не будет. Во-первых, прецедентов не было, а во-вторых, Москва заблокировала это решение, воспользовавшись правом вето.
Международный уголовный суд также бессилен, поскольку ни Россия, ни Украина не подписывали Римский статут. Чтобы дело было принято на рассмотрение, нужно найти виновных и доказать умышленность их действий. Это невозможно. Оба государства своих граждан третьим странам не выдают.
Окончательный вердикт, который отложен до 2018 года, будет иметь только один смысл – родственники погибших смогут подавать иски на компенсацию ущерба к виновной стороне. На сегодняшний день 33 человека уже это сделали и предъявили претензии к России. Жизнь своих близких они оценили в 10млн. долларов. Общая сумма пока составляет $330млн. И она может существенно вырасти. Однако, в этой ситуации в качестве соответчика по делу непременно выступит Украина. Платить ей придется, поскольку небо было не закрыто для полетов и с этим никто не спорит.
Вот и получается, что голландская прокуратура, под эгидой которой проходит расследование, пытается «сохранить лицо». Она лихорадочно ищет компромиссное решение, которое бы удовлетворило все заинтересованные стороны. «Фатальная ошибка» для этого подходит как нельзя лучше.
Зачем нужно было выступать в среду? Некоторые страны ЕС хотят выйти из режима санкций против России. Народы ропщут и «неправильно» голосуют. Нужно «подсветить» им образ врага, чтобы не забывали.