Под нажимом Брюсселя Киев формально согласился с необходимостью легитимного проведения выборов на территории республик Донбасса. Одновременно, он обратил внимание европейских лидеров на одно важное обстоятельство: ныне «оккупированное» Дебальцево, согласно Минским договоренностям, не может входить в состав ДНР. Оно должно быть демилитаризовано и передано под контроль центральной власти. После этого никаких препятствий на пути имплементации Соглашений не будет. Так обменяют Дебальцево на возможность провести выборы или нет?
Немного фактов
Так называемый, пакет «Минск-2» был подписан 12 февраля прошлого года. В нем зафиксирована линия разграничения сторон, которую согласились считать окончательной. Во время согласования позиций Владимир Путин утверждал, что Дебальцево находится в полном окружении, а Петр Порошенко – возражал. Он уверял, что контроль управления и снабжение войск, находящихся в районе данного населенного пункта, ни на минуту не прерывались. Приняли компромиссное решение – разобраться. Итоговый документ подписали, а город так и остался за скобками.
Общеизвестно, что 18 февраля командование ВСН официально объявило о взятии Дебальцево под полный контроль. Также не вызывает сомнения, что отвод ВСУ начался 14 февраля и завершился 17-го. Если следовать формальной логике, то позиция Киева выглядит железобетонной. Действительно, 12.02.2015г. город был украинским. Более того, черным по белому написано, что с нулей 15.02.2015г. организуется «коридор безопасности», по которому военнослужащие могут покинуть его без оружия.
Есть один нюанс, о котором украинская сторона предпочитает не вспоминать. Углегорск взяли 5 февраля, Редкодуб – 7-го, а Логвиново – 9-го. На следующий день перекрыли шоссе М103 и «крышка котла» захлопнулась. То есть, когда Путин говорил с Порошенко, Дебальцево было в полном окружении. Уничтожение оборонявшихся частей было неминуемо. Но, поступили благородно и позволили им уйти.
Есть ли смысл в обмене?
Город представляет собой стратегически важный железнодорожный узел. Перед уходом ВСУ нанесли серьезный урон его инфраструктуре, которая, благодаря помощи России, была частично восстановлена. Здесь проходит единственная железная магистраль, которая связывает Донецк и Луганск. Переоценить значимость этого района в военном и экономическом смысле попросту невозможно. Не для того его с таким трудом отвоевали, чтобы сейчас сдать «за понюх табаку».
Если допустить гипотетическую возможность ухода из города, то она должна быть одновременной с неким ответным действием украинской власти. Адекватным ответом можно считать принятие изменений в Конституцию, поскольку без них выборы на Донбассе в текущих условиях состояться не могут по причине отсутствия законодательной базы. В противном случае они окажутся нелегитимными.
Может ли этот состав Рады пойти на подобный шаг? Никогда в жизни. Сейчас развертывается очередная борьба за власть, в которую вступили четыре разнонаправленных силы. Одни хотят возвращения Юго-востока в состав Украины. Другие – категорически против восстановления разрушенной инфраструктуры и настаивают, чтобы этим занималась Россия. Третьи – хотят землю без народа: «сепаратисты» пусть убираются. Четвертые мечтают о восстановлении прежних взаимоотношений с Москвой. Есть еще пятая политическая сила в лице националистического полка «Азов» и его движения. Они хотят видеть страну независимой от всех. Описать ситуацию можно одним емким словом «бардак». Верить никому нельзя и договаривать не с кем.
Зачем достали скелет из шкафа?
Как видите, скелет из шкафа достали весьма своевременно. Киев не может выполнить своих обязательств по Минским соглашениям, а Брюссель не в состоянии его заставить. Получается, что все вокруг плохие, одна Москва «белая и пушистая». Ее вновь пытаются «очернить», заставить оправдываться, чтобы на этом фоне казаться лучше, чем есть на самом деле.
Для Порошенко это хороший шанс потянуть время, чтобы не навлечь на себя гнев «европейских партнеров». По большому счету нынешнему французскому президенту уже все равно, поскольку политического будущего у него нет. А у фрау немецкого канцлера совсем другие планы. Столь бездарной политики на Востоке ей могут не простить.
Справедливости ради, следует заметить, что реально существующая линия разграничений конфликтующих сторон не совпадает с той, которая прописана на бумаге. Поднимать шум можно по каждому населенному пункту в отдельности. Нужно постепенно привыкать к мысли, что Минский формат себя полностью исчерпал. Другого действенного варианта нет, и в обозримом будущем не предвидится. Очевидно, что республикам Донбасса предстоит стать вторым Приднестровьем. Далеко не самый плохой вариант.