Воскресный конфликт в Азовском море вызывает ощущение дежавю, то есть, событий, которые в новейшей истории уже неоднократно происходили. Речь в данном контексте идет о подобных эпизодах, послуживших толчком к большим гео-политическим событиям.
Их перечень можно начать с гибели крейсера «Мэн» в феврале 1898 года, которая послужила поводом для начала полномасштабной войны США с Испанией. Тогда некогда мощная колониальная держава лишилась Пуэрто-Рико, острова Гуам, Филиппин, а также Кубы. Под американский протекторат отошли формально независимые территории стратегического значения. Аналогичным образом в 1964 году была организована провокация в Тонкинском заливе, после которой Штаты начали Вьетнамскую войну.
В этот же ряд можно поставить уничтожение в 1967 году разведывательного судна «Либерти» в ходе «Шестидневной войны» между Израилем и арабскими государствами, а также нападение грузинских ВМС на большой десантный корабль «Цезарь Куников» в августе 2008 года. Сейчас пожар вспыхнул уже в Азовском море и последствия этих событий, пока, туманны. Сегодня мы окунемся в историю, поскольку будущее следует искать в прошлом.
Тонкинский залив
В 1954 году французскому колониальному господству в Индокитае пришел конец, и Вьетнам был временно разделен на Северную и Южную части в целях спокойного прохождения двухгодичного подготовительного периода, который был необходим для организации свободных выборов и объединения в единое государство. В намеченные сроки ничего не получилось, а спустя десятилетие стало очевидно, что вероятность победы социалистической идеологии «северян» достаточно высока. Чтобы воспрепятствовать этому США нужен был формальный повод, который был искусственно создан ими же самими.
Поздним вечером 2 августа 1964г. эсминец ВМС США «Мэддокс», находившийся, по мнению американцев, в международных водах, был неожиданно атакован тремя северо-вьетнамскими катерами, которые открыли огонь из крупнокалиберных пулемётов, а также выпустили несколько торпед. В завязавшийся бой вступили палубные истребители F-8, поднявшиеся с авианосца «Тикондерога», который также находился в Тонкинском заливе. В результате один катер был потоплен, а два оставшихся ушли на базу.
По вьетнамской версии событий, «Мэддокс» вторгся в их территориальные воды, откуда был вытеснен «героическими усилиями» эскадры торпедных катеров. Будем считать, что истина находится где-то посередине. Похожим образом нужно относиться и к событиям 4 августа.
В Тонкинском заливе бушевал тропический шторм. После наступления сумерек, радары американской эскадры показали приближение нескольких десятков неопознанных надводных целей, в направлении которых был открыт заградительный огонь. В воздух была поднята авиация, но в условиях нулевой видимости визуального контакта с противником не было, но повод для войны появился.
Президент Джонсон отдал приказ об уничтожении северо-вьетнамских баз торпедных катеров и топливных хранилищ, вошедший в историю фразой «Да будет так!». День спустя началась американо-вьетнамская война.
Операция «Цианид»
В июне 1967 года американский разведывательный корабль «USS Liberty», находившийся в зоне арабо-израильского конфликта, подвергся нападению торпедных катеров и авиации, в результате которого десятки моряков были убиты, а сотни получили ранения различной степени тяжести. Оставшись на плаву, он своим ходом ушел на Мальту. Подробности инцидента стали известны лишь в 2004 году после открытия архивов разведслужбы Пентагона.
Операция под кодовым названием «Цианид» была разработана Вашингтоном, а разрешение на ее проведение лично отдал тогдашний президент Линдон Джонсон, предварительно поставив в известность израильского премьер-министра Леви Эшколь. Конечной целью провокации была ликвидация в Египте просоветского режима Гамаля Абдель Насера.
Гибель американского корабля послужила «казусом белли», то есть, поводом для войны. Совместными усилиями Соединенные Штаты, которые до этого момента соблюдали нейтралитет, и Израиль планировали разгромить Египет, установить контроль над Суэцким каналом в частности, а также над Средиземноморьем и Ближним Востоком в целом, что существенно ослабляло влияние СССР в регионе.
Израильтяне на протяжении нескольких часов вели наблюдение за американским кораблем. Их самолеты несколько раз проходили над ним, поэтому не могли не видеть звездно-полосатого флага, бортового номера, а также уникального силуэта «Либерти», который просто невозможно спутать с другим судном. И, тем не менее, приказ атаковать поступил.
В течение двух часов 12 истребителей «Мираж-3» использовали пушки, ракеты, а также напалм и белый фосфор. Катера пускали торпеды, некоторые из которых достигли цели. Впоследствии в обшивке насчитали свыше трех тысяч разнокалиберных пробоин.
Когда все стихло, команда спустила плоты для эвакуации раненных, но катера вернулись и уничтожили их. Через некоторое время подлетели вертолеты с десантниками, которые должны были пустить судно ко дну, заложив и активировав взрывчатку. Другими словами, в живых никого оставлять не собирались. Очевидно, в какой-то момент, сценарий решили изменить.
Израиль заявил о трагической ошибке. Мол, военные думали, что атакуют египетский корабль. Американская администрация выдвинутую версию случившегося не оспаривала. Были аналитики, которые на основе данных радиоперехвата указывали на сговор ЦРУ с Моссадом, но их голоса быстро затихли.
Пятидневная война в Осетии
08.08.08 разразился военный кризис между Грузией и Южной Осетией. Начался российско-грузинский конфликт, вошедший в историю, как «пятидневная война».
Как написано выше, будущее следует искать в прошлом, поэтому будет уместно провести аналогию с современностью, которая позволит лучше понять произошедшие и происходящие события.
Когда предстоящий развал Советского Союза стал очевиден, руководство Южной Осетии, тяготевшее к России, в 1989 году заявило об автономии республики в составе Грузинской ССР, которая была поддержана общенародным референдумом, а годом позже – о суверенитете. Официальному Тбилиси это не понравилось, поэтому он решил вернуть территорию силовым путем. Началась гражданская война, которая продолжалась более года. В конечном итоге конфликтующие стороны нашли в себе силы для примирения, гарантом которого стал российский миротворческий контингент, в 1992 году разместившийся на административной границе между ними.
09.08.08 группа ВМС России в составе двух больших десантных кораблей («Саратов», «Цезарь Куников») и двух кораблей охранения («Суздалец», «Мираж») подошла к побережью Абхазии, объявив зону конфликта закрытой для судоходства. Это было сделано с целью предотвращения поступления помощи Грузии по морю.
Вечером следующего дня радары зафиксировали приближение пяти неопознанных быстроходных целей (предположительно торпедных катеров), которые на большой скорости двигались в сторону эскадры, не отвечая на запросы и не реагируя на предупреждения. Для остановки вероятного противника был применен ЗРК типа «ОСА», ракета которого упала между катерами, не причинив вреда. Они проигнорировали опасность и продолжили сближаться на дистанцию пуска торпед.
С расстояния в 25км МРК «Мираж» выпустил две противокорабельных ракеты «Малахит», которые попали в цель, и она исчезла с радаров. Однако, четыре других продолжили выполнение поставленной задачи. Их пыл угас после еще одного точного попадания и последующего спасения гибнущего экипажа. На этом морская часть российско-грузинского конфликта была исчерпана. Через день все закончилось и на суше, хотя официально противостояние продолжалось до 16 августа.
Помните известные кадры Михаила Саакашвили с телефонной трубкой спецсвязи у уха, в растерянности жующего собственный галстук. После провокации на море он ждал обещанной помощи, но не дождался
Конфликт в Азовском море и «большая сделка» по Сирии
Через несколько дней пройдет очередной саммит G-20, в рамках которого должна состояться двусторонняя встреча Д.Трампа и В.Путина. Она имеет шанс стать судьбоносной для всего мира в целом.
Израильское правительство допустило умышленную либо неумышленную утечку информации, из которой следует, что готовится «большая сделка по Сирии». «Свой интерес» имеют сразу несколько ключевых игроков, в число которых, помимо России и США, входит Израиль, Ирак, Турция, Сирия, ОАЭ и Катар. Москва предложила формулу, которая устроит всех и при этом каждый «сохранит лицо».
При таком раскладе Украину пытаются использовать лишь в качестве дополнительного козыря в рукаве. Он нужен, чтобы сделать переговорную позицию России более гибкой.