Культовый советский кинематографист, актер и писатель – Василий Макарович Шукшин ушел из жизни 46 лет назад, а семь лет назад не стало знаменитого актера – Валерия Сергеевича Золотухина. Они оба были настоящими самородками, русскими талантами из народа, и земляками, но вот их творческие судьбы шли порознь, причем настолько, что артисты даже избегали друг друга, и, похоже, испытывали серьезную неприязнь, в особенности это чувствовалось со стороны Шукшина.
С годами претензии копились, и проблема лишь усугублялась. Причины таились в творчестве артистов, их общественно-политических взглядах и даже дружеских привязанностях. Василий Макарович скоропостижно скончался в октябре 1974-го года, во время съемок военной драматической ленты «Они сражались за Родину». Валерий Сергеевич пережил коллегу почти на четыре десятка лет, но так и не смог отпустить груз былых обид. Это хорошо видно по интервью, которое актер давал в разное время.
Шукшин не приглашал Золотухина в свои фильмы
Кинематографист всегда невысоко оценивал актерские таланты своего молодого земляка, о чем неоднократно открыто высказывался. Герои книг и фильмов Шукшина – это, как правило, люди из деревень, простые труженики, остроязычные, наблюдательные со своеобразным характером и привычками. Золотухин был уверен, что он, как никто другой, вписывается в эти образы, ведь являлся выходцем из села в Алтайском крае.
Но Василий Макарович вовсе не горел желанием привлекать молодого актера к сотрудничеству, и доверять ему роли в своих фильмах. В 1964-м году кинорежиссер взялся за съемки комедийной мелодрамы «Живёт такой парень», по собственному сценарию, на основе серии своих же рассказов.
А на главную роль – провинциального парня Пашки Колокольникова, простоватого, мечтательного с открытой душой, работающего шофером, кинематографист пригласил коренного москвича – Леонида Куравлева.
Валерий Сергеевич тогда немало обиделся на земляка, считая, что, пригласи Шукшин его на роль Пашки, то он сыграл бы её ярче и правдивей, ведь сам-то парень деревенский, знает эту жизнь изнутри, да еще мог бы спеть и сплясать в картине. Однако, ни в этот фильм, ни в одну из других своих работ кинематографист Золотухина так и не позвал, да и вовсе, не стремился водить с ним дружбу.
«А это наш алтайский дурачок..»
Василий Макарович, как известно, всегда отличался особой любовью ко всему русскому. Он был националистом до мозга кости, что многие ставили ему в укор, но ведь в любви к Родине, даже такой фанатичной, нет ничего плохого.
А вот Валерий Сергеевич придерживался либеральных взглядов, чего никогда не скрывал, кроме того, он всю жизнь проработал в театре на Таганке, который постоянно находился в конфликте с официальной властью.
Золотухин не скрывал своей обиды и досады, ведь Шукшин не только не приглашал его в свои картины, которые впоследствии обретали всенародную любовь, но также сам практически никогда не ходил на премьеры его фильмов. А еще он не посещал театр на Таганке, где руководил Юрий Петрович Любимов, а Валерий Сергеевич был у него одним из ведущих актеров.
Еще в 1967-м году актер снялся в трагикомедии «Интервенция», но фильм не пропустила советская цензура из-за «серьезных идейных просчетов», после чего он был на двадцать лет, так сказать, отправлен на полку. Раздосадованный Золотухин тогда писал всем, кому только мог, вплоть до Леонида Ильича Брежнева, но никакого ответа на его обращения так и не последовало.
Четыре года спустя, на премьере музыкальной комедийной драмы «Бумбараш», Валерий Сергеевич решил выступить с довольно смелым, как для того времени, обращением. В своей речи он заявил, что драматическая картина Андрея Тарковского «Андрей Рублев» тоже на несколько лет попала «на полку», но потом, все же, была выпущена, и никакой революции в стране не произошло. Следом он задал вопрос, почему же не выпустить на большие экраны и его «Интервенцию»?
В это время в зале находились писатель и кинооператор Анатолий Заболоцкий и Василий Шукшин, которые сидели рядом. Когда актер произносил свою пламенную речь, Василий Макарович не сдержался, и пренебрежительно сказал: «А это наш алтайский дурачок..».
К слову, премьеру «Бумбараша» Шукшин так и не досмотрел, демонстративно покинув Дом кино вместе с Заболоцким. Золотухину потом передали слова мэтра, кроме того, после такого обращения, актеру почти три года вовсе не давали ролей в кино.
«Сочиненный друг» Высоцкого
Василий Макарович, никогда не был особо близок с Владимиром Высоцким, который, как известно, олицетворял российское западничество, поэтому задушевной дружбы меж двумя талантами сложиться не могло. Однако, их, все же, связывали приятельские отношения, на фоне творческого интереса друг к другу, и общего пристрастия к горячительным напиткам.
У Золотухина разговоры о дружбе Шукшина и Высоцкого вызывали некоторое недоумение, и даже негодование. Актер говорил, что для него слышать об этом странно, ведь он никогда не видел их вместе.
Валерий Сергеевич даже как-то сказал: «Володя сочинил себе компанию из друзей: Шукшин, Тарковский, Тодоровский…». В этих словах чувствовалась глубокая обида, ведь он сам некогда был настоящим другом Высоцкого, вместе с которым служил в одном театре, и снялся в нескольких фильмах.
В 1970-м году Владимир Семенович, заполняя анкету, в строке с вопросом о том, кого он считает своим другом, написал фамилию и инициалы Золотухина. Однако, всего год спустя, дружба между актерами сошла на нет.
Когда в театре ставили спектакль «Гамлет», то главная роль создавалась специально под Высоцкого. Но, поговаривали о том, что Валерий Сергеевич решил «подсидеть» друга и увести у него эту роль.
Сам Золотухин был возмущен подобными обвинениями в свой адрес и настаивал на том, что товарищ в то время часто уезжал за границу, а посему режиссер-постановщик решил подготовить дублирующий состав для постановки, предложив главную роль ему, и он согласился. Более того, репетировать роль он начал раньше самого Высоцкого, который в то время как раз был в отъезде.
Все знали о том, что для Владимира Семеновича роль Гамлета была знаковой, и отказаться от неё он не мог. Также все знали, что Валерия он считал своим другом и никак не ожидал от него такого подвоха. Напрямую он никогда не обвинял друга в предательстве, но говорил: «Валера предал сам себя! Ведь он знал, что не потянет роль Гамлета, но все равно за неё взялся.. он бы её попросту испортил».
В итоге Золотухину так и не довелось сыграть Гамлета, как он сам говорил: «по чисто техническим причинам». Дружба с Высоцким разладилась, а когда стали поговаривать о том, что бывший друг сблизился с Шукшиным, для Валерия Сергеевича это стало двойным ударом.
Впрочем, многие склоняются к мысли о том, что Василий Макарович не хотел сотрудничать с земляком вовсе не из-за отсутствия у того актерского таланта, а из-за сложного и конфликтного характера Золотухина и несхожести их жизненных и творческих взглядов.