У Тимофея (Тимотеуса) фон Бока вроде бы не было оснований жаловаться на судьбу. Потомок знатного рода прибалтийских баронов, унаследовавший огромное поместье в Лифляндии, фон Бок отличился в войне с турками, участвовал в Бородинском сражении в 1812 году, удостоился наград и дослужился до звания полковника. После выхода в отставку 29-летний барон поселился в своём имении близ городка Оберпалена, сегодня это эстонский город Пыльтсамаа. Казалось бы, живи радуйся, но….
Была у Тимофея фон Бока одна черта характера, которая не давала ему спокойно строить карьеру и наслаждаться достатком — обострённое чувство справедливости. Ещё в армии, 18-летним корнетом (младший офицерский чин), фон Бок нередко критиковал военное начальство самого высокого ранга, а однажды, уже 23-летним, умудрился упрекнуть в некомпетентности самого императора, направив ему записку со своими предложениями о ведении войны. Александру I было известно о настроениях и высказываниях фон Бока, но относился он к ним снисходительно и даже в чём-то одобрял его критические выпады.
Находясь в отставке и проживая в своём прибалтийском имении, фон Бок в реальности увидел все неприглядные стороны крепостничества и, в силу своего характера и убеждений, был крайне возмущён рабским положением крепостных крестьян. Своеобразным жестом протеста стала его женитьба. Барон, отставной полковник и флигель-адъютант женился на простой эстонской крестьянке. Перед свадьбой его жена перешла из лютеранской веры в православную, бывшая Ээва стала Екатериной. Не получив никакого языка, кроме родного эстонского, Екатерина, свободно говорила по-русски, а в замужестве овладела французским и немецким.
А через год с небольшим после своей скандальной женитьбы фон Бок совершил поступок совсем уже неслыханной дерзости. Он направил императору собственный проект Конституции, содержащий 52 пункта. Главным требованием документа, составленного владельцем 2500 душ крепостных, была полная отмена крепостного права и освобождение крестьянства.
Реакция на «законодательную инициативу» барона последовала очень быстро. Губернатору Лифляндии было приказано немедленно арестовать Тимофея фон Бока и направить его в Санкт-Петербург, в Шлиссельбургскую крепость. Здесь барон провёл в заточении, без суда и следствия девять лет.
Вероятнее всего, о бароне просто забыли. Все хлопоты его жены, Екатерины фон Бок, обращавшейся во все инстанции и лично к Александру I, оказались безрезультатными. Освободили барона и отдали на попечение супруге лишь в 1827 году, когда новый император, Николай I, назначил ревизию всех тюрем и крепостей России с целью выявления безвестных и забытых узников. В крепости Тимофей фон Бок сошёл с ума.
Владимир Царан