В среду состоялась очередная встреча «Нормандской четверки» на уровне президентов. В этот раз инициатором стала Ангела Меркель, но до самого последнего момента не было подтверждения об участии от Владимира Путина. Ранее он заявил, что не видит дальнейших перспектив для обсуждения вопросов Донбасса в данном формате. И, тем не менее, приехал. Аналитики считают, что эта встреча может быть последней. Основания для этого есть. По невербальному поведению лидеров во время общения с прессой можно судить об истинных итогах переговоров.
Перевозбужденный Порошенко
Петр Алексеевич все время неуместно шутил, чем явно вызывал раздражение окружающих и особенно фрау Меркель. Было видно, что он перевозбужден. Вполне вероятно, ему сделали последнее китайское предупреждение и недвусмысленно потребовали выполнять Минские решения в той последовательности, в которой они записаны. В своих выступлениях французский президент и немецкий канцлер однозначно подтвердили, что никаких перестановок быть не должно. Сначала закон о выборах, потом поговорим о миссии ОБСЕ – вооружать ее или не вооружать, а уже после этого – доступ к границе. На этом точка.
Собственно поэтому Порошенко и сказал, что самое большое разочарование его делегации после прошедшей встречи состоит в проигрыше киевского «Динамо». Действительно, о чем говорить, когда ничего из перечисленного выше он сделать не в состоянии.
Более того, решительный марш в Европу завершается для «революционеров достоинства» глухим и дурно пахнущим тупиком. Нидерланды не ратифицировали соглашение между Украиной и ЕС, следовательно, вступить в законную силу оно не может. Безвизовый режим, не смотря даже на то, что таковым не является, все равно отложен на неопределенный срок. Новые санкции против России не ввели – заблокировала Италия, — а действующие вот-вот снимут. Тут у любого нервы сдадут, а Порошенко, как известно, не железный, а шоколадный.
Все бесконечно устали
По Меркель, Олланду и Путину было заметно, что они бесконечно устали от решения украинского вопроса. Определенных имиджевых потерь не избежать, поэтому они окончательно расставили точки над «и», и закрыли эту тему. Дальше будут действовать по ситуации. Российский президент был явно огорчен тем, что не удалось обязать украинскую сторону обеспечить социальные выплаты жителям непризнанных республик. Понятно, что эту функцию Москва будет вынуждена взять на себя. А свободных денег у нее не так много, как хотелось бы. Но своих не бросаем.