Если в течение ближайших двух месяцев Россия не откажется либо не внесет конструктивные изменения в ракету 9М729, то Соединенные Штаты выйдут из Договора о РСМД 1988 года. Такой ультиматум 4 декабря был озвучен американским госсекретарем Майком Помпео. В Вашингтоне считают, что данный тип вооружения является «сухопутной модификацией» комплекса морского базирования «Калибр-НК». По западной классификации – «SSC-X-8». О чем речь, и какова реальная причина очередного демарша Вашингтона, способного перевернуть с ног на голову глобальную систему безопасности? Обо всем по порядку.
Начнём с истории
Пока соглашения, подписанные Рейганом и Горбачевым ровно три десятка лет тому назад, еще живы, то есть смысл в очередной раз вспомнить известную фразу о том, что история развивается по спирали, периодически повторяясь в виде фарса или трагедии.
В ходе гонки вооружений, которая буднично шла с конца 40-х годов, американцы постоянно играли на «повышение ставок», логично рассчитывая на то, что СССР, надломленный тяжелой войной, попросту физически не выдержит напряжения. Вероятный ответный удар будет максимально слабым, а если еще надавить, то и полностью безопасным.
Доктрина успешно работала на протяжении четверти века, пока Москва значительно отставала и по количеству ракетно-ядерных вооружений, и по их качеству. Уничтожение громоздких стартовых площадок «королёвских» жидкостных баллистических ракет Р-7 в Тюра-Таме и Плесецке могло полностью лишь Советский Союз возможности ответного удара. Дозвуковые стратегические бомбардировщики, имевшие на вооружении свободнопадающие бомбы и несовершенные ракеты, никакой реальной угрозы не представляли.
Третья часть атомной триады – подводные лодки — также в силу своей конструктивной и технической ограниченности вынуждены были, чуть ли не вплотную приближаться к береговой линии вероятного противника. Они становились легкими мишенями для разнообразных противолодочных средств.
И, тем не менее, располагая весьма ограниченными средствами для глобального ядерного конфликта, две сверхдержавы вплотную подошли к нему в октябре 1962, после того, как в Кремле решили разместить на Кубе ракеты, способные ударить по всей территории США. Как это обычно бывает, внезапно выяснилось, что у американцев нет адекватной защиты от массированной атаки, нанесенной с минимально возможной дистанции. Апокалипсис был намного ближе, чем кажется, поскольку решения о пуске ракет опустили на уровень командиров подводных лодок и отдельных наземных расчётов. Здравый смысл тогда восторжествовал, но ненадолго.
Заложники из Европы
В начале 80-х годов, как говорится, «в здравом уме и полной памяти» Москва и Вашингтон вновь решили померяться мощью на европейском театре военных действий. Обе стороны последовательно наращивали количество своих ракет на протяжении целого десятилетия, однажды убедив свое политическое руководство, в неизбежном достижении решающего преимущества друг над другом. Все планы строились на основе старого сценария обезоруживающего первого удара.
Примечательно, что в 60-х основными целями были немногочисленные пусковые ракетные установки и аэродромы базирования стратегической авиации. Спустя годы уничтожить одним ударом многие сотни носителей стало физически невозможно. Поэтому новый «гениальный план» подразумевал уничтожение штабов и командных пунктов, а также высшего военного и политического руководства страны. Логично предположить, что для этого следовало подтянуть пусковые комплексы, как можно ближе к Москве.
Ответ СССР был адекватным, но не симметричным, поскольку возвращать ракеты на Кубу было не комильфо. Один раз попробовали – не получилось. Советский Союз пошел по более простому пути и фактически взял в заложники европейские страны НАТО, нарастив свою группировку на данном направлении.
Белый дом был вынужден дать задний ход, договор подписал, и тем самым при поддержке Кремля снесли с условной ядерной шахматной доски все пешки в виде ракет наземного базирования средней и меньшей дальности. Кто знаком с правилами этой древней игры, тот знает, что в пешке сила и дальность удара не главное. Она становится невероятно опасной, когда приближается к вражескому королю.
Горбачев был настолько счастливым и добрым, что в качестве «бонуса» отправил в металлолом самые перспективные разработки ВПК, которые формально в рамки договора не попадали. В этой связи его можно было помянуть недобрым словом, но они возродились из пепла и стали, к примеру, в теле комплекса «Искандер», присутствие которого в Калининграде неоднократно вызывало трения.
Чего испугались американцы
Как не странно, но нынешние действия американской администрации взвешены, логичны и базируются на трех постулатах. Во-первых, США крайне обеспокоены возросшей военной мощью Китая, которая не ограничена рамками каких либо международных договоренностей. В апреле Народно-освободительная армия получила новейшие ракеты средней дальности типа DF-26. Американские эксперты считают, что их развертывание ставит под удар американские базы в Тихом океане и, в частности, на острове Гуам. Кроме этого, Пекин имеет изделие CJ-10K, являющееся улучшенной модификацией советской ракеты X-55. Документацию, опытные образцы и квалифицированных специалистов китайцы получили через украинское КБ «Южное» примерно лет 15 назад. К настоящему моменту они создали универсальную крылатую ракету наземного, воздушного и морского базирования и продолжают вкладывать миллиарды долларов в перспективные научно-технические разработки и исследования.
В качестве ответной меры американцы запросто могут разместить РСМД на территории Японии, Тайваня, Южной Кореи. Это одна из причин отсутствия необходимости в старом базовом договоре.
Во-вторых, Россия продемонстрировала суперсовременные вооружения, которые формально не подпадают ни под какие соглашения. В частности, речь идет о гиперзвуковой межконтинентальной крылатой ракете, способной прилететь в Америку с любой стороны по непредсказуемой траектории. Аналогичная ситуация с «суперторпедой» огромной мощности, дальности, скорости и глубины погружения. Ее головная часть — предварительно в 10 мегатонн — при взрыве способна вызвать цунами.
Или взять гиперзвуковую систему «Авангард», которую можно поставить на любой носитель, в результате чего получится произвольный комплекс, не имеющий ограничений. Это ракетно-планирующая система, которая не является ни баллистической ракетой, поскольку летит по другой траектории, ни самолетом-бомбардировщиком.
В-третьих, Дональд Трамп держит слово, данное собственному военно-промышленному комплексу, который, несомненно, обрадуется получению новых заказов на вооружение. И, наконец, в-четвертых, Белый дом откровенно давит на Европу, пытаясь сделать ее более покладистой в решении экономических вопросов, естественно, в пользу США. Он также хочет добиться увеличения европейской доли финансирования структур НАТО.
Причем здесь ракета 9М729
Открытая информация об изделии 9М729 весьма скудная. Военное ведомство никогда не сообщало о его испытаниях или серийном производстве. Единственное упоминание данной аббревиатуры содержится в юбилейном правительственном адресе, направленном бывшему гендиректору ОКБ «Новатор» Павлу Камневу.
Справедливости ради отметим, что после высказывания первых официальных обвинений российский МИД четко назвал параметры системы, чем признал факт ее наличия на вооружении.
«Названное ракетное средство полностью отвечает положениям Договора. Оно изначально не разрабатывалось на запрещенную дальность, и не испытывалось. Развертывание осуществляется в полном соответствии с международными обязательствами России».
За пределами этих общих фраз доподлинно больше ничего неизвестно – ни внешний вид, ни тактико-технические характеристики. Поэтому все рассуждения о дальности полета и иных возможностях носят лишь предположительный характер.
Логично предположить, что 9М729 – это одна из представительниц большого семейства современных крылатых ракет «Калибр», основной отличительной особенностью которых является сверхзвуковой финишный ускоритель, позволяющий гарантированно преодолевать любые системы ПВО возможного противника. При заходе на цель головная часть набирает сверхзвуковую скорость в 2,5Маха. Для сравнения, данный параметр у американских «Томагавков» составляет 0,5…0,75Маха, что превращает их в мишени для ПВО. Если оттолкнуться от параметров экспортного варианта «Калибра» 3М54Э, то упомянутый блок делает корпус носителя на два метра длиннее и на 500кг тяжелее.
Сверхзвуковую энергетику на конечном участке полета новых «Калибров» можно увязать с их длиной: для 3М54Э – это 8220мм, а для дозвуковой модификации 3М14Э – 6200мм. При этом первый из них летит на 220км, а второй – на 300км. Отсюда и предположение: длина 9М729 составляет восемь метров, следовательно, дальность полета – 2500км. Как уже написано выше, «лишние» метры – это не топливный бак, а вторая ступень.