После 1956 года, XX съезда и «закрытия» сталинской эпохи настала «хрущёвская оттепель». Расширились связи СССР с разными странами, люди стали ездить и к нам, и от нас. Параллельно и стихийно возник рынок обмена и купли-продажи товаров. По другому просто не могло быть — потребительский рынок СССР к тому времени дошёл до плачевного состояния. Не хватало самого элементарного — одежды, обуви. К тому же зарплаты в хрущёвскую пору заметно поднялись, люди уже стали интересоваться бытовой техникой, хорошими часами.
Поэтому сразу же после «приподнятия» железного занавеса начался интенсивный нелегальный товарообмен. Товар шёл через самые разные категории людей: студентов, обучавшихся в СССР, водителей-дальнобойщиков, лётчиков и стюардесс, сотрудников торговых и дипломатических учреждений, туристов, словом, практически всех, кто ездил за границу. Но больше всего в этом деле отличались моряки дальнего плавания.
Такую деятельность нельзя в прямом смысле называть контрабандой: моряки сходили на берег в иностранных портах, на выданную им легально валюту приобретали сувениры и подарки своим близким. Фактически контрабанда процветала, корабль представляет для неё гораздо больше возможностей, чем самолёт или фургон дальнобойщика. Рассказывают, что некоторые умудрялись устраивать в каютах фальшивые переборки (перегородки) из упаковок жевательной резинки, оклеенные обоями. Кроме легально выданной валюты, процветал и «бартер» — прямой товарообмен.
С нашей стороны шли иконы, водка, чёрная икра, часы, фотоаппараты. С зарубежной — всё, чего у нас не хватало: одежда, обувь, магнитофоны (позднее — видеомагнитофоны), виниловые диски с записями рок-групп (чистая контрабанда, их частный ввоз в СССР был запрещён), а также сигареты, жевательная резинка, и даже полиэтиленовые пакеты.
С часами и фотоаппаратами случился казус. В 50-60 годы наши часы «Победа», фотоаппараты «Киев», «Зоркий» пользовались огромным спросом за рубежом. В конце 60-х интерес стал падать, а с начала 70-х поток развернулся в обратном направлении — моряки стали привозить уже к нам японские (с Китаем тогда торговли почти не было) фотокамеры Sony, часы Citizen, а заодно и невиданные у нас калькуляторы той же марки.
Принято считать, что больше всего моряки привозили из загранки джинсов, это не совсем так. В 50-60 годы они в СССР уже были известны, но не считались «остромодной» одеждой. И щеголяли в джинсах Wrangler, Lee, Rifle в те годы преимущественно сами моряки. «Наша фирменная спецодежда», как говорили они сами.
Владимир Царан.