На первый взгляд кажется, что ответ на этот вопрос однозначен: он же сам об этом заявил.
Но напомним, что это не первое заявление Гройсмана о его намерении уйти. И каждый предыдущий «уход» был, по сути, не чем иным, как способом заработать политические дивиденды или оказать давление на коллег по власти.
Демарш или торговля?
Вспомним, как в мае 2017 г. премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что готов покинуть свой пост, если не будет проведена пенсионная реформа.
В 2018 году он уже «уходил в отставку», отстаивая принятие парламентом закона об антикоррупционном суде.
Сегодня Гройсман собирается подать заявление об отставке потому, «что принял такое решение», не поясняя, чем это решение аргументировано и, что примечательно, не выдвигая требований ( к Раде, к Президенту, к кому бы то ни было) , как это было с его прошлыми «отставками».
Этот факт заставляет задуматься о серьезности намерений, с одной стороны, а с другой – решение Гройсмана очень попахивает демаршем в ответ на заявления нового президента.
Напомним, что В. Гройсман заявил, что намерен уйти с должности в среду, 22 мая после заседания кабмина в ответ на призыв В. Зеленского к правительству подать в отставку,
При этом В. Гройсман не преминул напомнить, что отставку премьера может принять только Верховная рада. Президент не может ни отставить, ни назначить Премьер-министра. Да и с обычными министрами – сложности. Все свободы президента в назначении министров ограничиваются правом подавать в Раду кандидатов на должности министров обороны и иностранных дел.
В то же время, согласно действующему законодательству, если сам премьер подает в отставку, это означает автоматическую отставку всего кабинета министров.
Т.е. если вечером Гройсман действительно уйдет в отставку, то с ним уйдет весь Кабмин.
Понимая, какую турбулентность в обществе может вызвать уход всего правительства в ситуации фактической невозможности назначения нового кабинета, Гройсман объявил о своей готовности «быть всегда рядом», если возникнут вопросы, касающиеся стабильности в государстве. В надежде, что его с должности не отпустят? Или в желании наблюдать, как тонет корабль оппонента?
«Обещать – не значит жениться»
При все серьезности звучащих с обеих сторон заявлений (и со стороны Зеленского о роспуске Рады, и со стороны Гройсмана об оставке правительства), не факт, что это произойдет на самом деле.
Во-первых, заявление Гройсманом еще не подано. И какова судьба отставки Гройсмана, мы узнаем после заседания Кабмина.
Во-вторых, решение об увольнении Гройсмана должна еще принять Рада. Как заявил сам премьер, он будет уговаривать Раду поддержать его решение, но не факт, что она это сделает.
И, в-третьих, Гройсман после принятия отставки Радой может остаться в должности и.о. (тем более, что такой опыт в Украине есть – некоторые и.о. министра годами работают).
Так что, рано говорить «до свидания».
А вот рассмотреть причины, по которым В. Гройсман решил погрозить уходом, и проанализировать возможные последствия, действительно интересно.