Дэмбэй, в крещении Гаврила, первый японец — российский подданный

Две золотые монеты и стопка книг на японском языке — с таким грузом прибыл на Камчатку в 1698 году молодой приказчик из города Осака по имени Дэмбэй. Прибыл не по своей воле, перевозивший его в Токио (тогда — Эдо) корабль попал в жестокий шторм и был выброшен на берег полуострова Камчатка. Все спутники молодого японца погибли, а самого Дэмбэя взяли в плен местные жители — ительмены. Там его и нашёл русский исследователь Камчатки, якутский казачий атаман Владимир Атласов.

Дэмбэя, которого поначалу почему-то посчитали индийским купцом, Атласов в 1702 году доставил на материк, в Якутск. Там выяснилось, что он не индиец, а японец, и было решено отправить иноземца, к тому времени уже неплохо овладевшего русским языком, в Москву, в Сибирский приказ. В Москве Дэмбэем заинтересовался сам Пётр I. Государь недавно вернулся из Европы, где побывал в составе Великого Посольства, привёз оттуда новейшие карты и какими-то сведениями о Японии, по-видимому, обладал. Перспектива узнать побольше об этой стране от её жителя живо заинтересовала Петра.

Пётр I (предположительно) на рисунке неизвестного японского художника. Фото LiveInternet.

Государь вёл с Дэмбэем продолжительные беседы, а затем издал указ, окончательно определивший его судьбу. Дэмбэя, после обучения в Москве русской грамоте, отправили в новую столицу, Санкт-Петербург. Там японцу определили должность — преподавателя японского языка в Петербургской мореходно-математической школе. В группе, изучавшей японский язык, было всего несколько учащихся, но Дэмбэй исправно исполнял обязанности преподавателя до самой своей смерти приблизительно в 1715 году. От него в России получили много новых сведений о Японии, неизвестных в то время в Европе. Так, Дэмбэй рассказал в своих показаниях в Сибирском приказе, что лежащие к югу от Японии Курильские острова не являются частью Японского архипелага, как считалось ранее. И подробно описал государственное устройство Японии, состояние её финансов, отношения с иностранными державами, быт и нравы японцев.

Убедившись, что его многочисленные ходатайства о возвращении на родину безрезультатны, Дэмбэй принял православие, был крещён Гаврилой и получил фамилию Богданов. Основанная им школа по изучению японского языка просуществовала до 1816 года.

Владимир Царан.