После того, как в открытом доступе появился если не весь проект конституционных изменений, предложенных республиками Донбасса, то, по крайней мере, его ключевые выдержки, не утихает активное обсуждение двух позиций этого документа.
Во-первых, речь идет о ДНР и ЛНР в составе Украины.
Во-вторых, в проекте документа Крым и Севастополь упоминаются, как украинская территория.
Пояснения своей позиции по этим двум пунктам, наконец, дал полпред ЛНР в Минске Владислав Дейнего.
Нас неправильно поняли…
Прежде всего, он заявил, что было бы странно и смешно, если бы Донбасс обсуждал с Украиной вопросы Крыма.
«Это не наша компетенция — вносить изменения в Конституцию Украины относительно наличия или отсутствия в ее составе Крыма. Мы действуем ровно в рамках минских соглашений. В минских соглашениях слова о Крыме нет», — пояснил он.
Потому все предложения по изменениям, которые внесены ЛНР и ДНР, касались только тех пунктов основного закона, что касаются непосредственно судьбы республик.
Дейнего, чтобы избежать кривотолков, предложил открыть действующую редакцию Конституции и сравнить с редакцией Новороссов: «…туда добавлены «отдельные районы Донецкой области», «отдельные районы Луганской области». Т.е. изменения заключались в том, что уже в существующие статьи добавлены два новых субъекта».
Что же касается разговоров о том, что идея о воссоединении с Украиной являются признанием новороссов, что «проект не удался», Дейнего ответил, что ДНР и ЛНР всегда говорили, что готовы оставаться в составе Украины, но только на правах автономии.
«То, что Луганск и Донецк готовы идти на компромисс с киевскими властями, было заявлено не сейчас нашими предложениями в Конституцию, и даже не зимой. Об этом было заявлено республиками еще в сентябре прошлого года на первой встрече в Минске», — сказал Дейнего.
Как сообщалось ранее, ДНР и ЛНР внесли свои предложения по реформе Конституции. В тексте «дополнений и изменений ДНР и ЛНР в Конституцию Украины» говорится о том, что «отдельные районы с особым статусом (или их ассоциации) являются неотъемлемой составной частью Украины». Перечень населенных пунктов, входящих в состав «отдельных территорий», новороссы предлагают определить отдельным законом.
И Дейнего действительно говорит правду. Отчасти.
Еще 11 мая Денис Пушилн заявил, что ДНР готова рассматривать вопрос реинтеграции в состав Украины, но на условиях широчайшей автономии.
«Мы согласны на широчайшую автономию без ущерба для наших интересов. Если Киев не будет выполнять минские соглашения, ДНР будет вынуждена двигаться к полной независимости,» — заявил журналистам в понедельник полпред ДНР Денис Пушилин.
Но в то же время тот же Пушилин заявлял, что в Конституцию должны быть внесены изменения, позволяющие другим регионам «самоопределяться».
Или, все таки, правильно?
Готовность вернуться в состав «единой и неделимой» отнюдь не так давно стала приемлемой для представителей республик.
Напомним, что в канун нового года, в декабре 2014 глава ЛНР Игорь Плотницкий уверенно заявлял, что ЛНР никогда не вернется в Украину, и что единственный возможный путь для ЛНР — интеграция с Россией.
Можно сделать скидку на то, что заявление было сделано давно, и с тех пор многое поменялось. Но оно прозвучало.
Были и другие. Так, в марте, в ответ на призыв Порошенко реинтегрировать «оккупированный» Донбасс в состав Украины, Денис Пушилин, назвал заявления президента «абсурдом» и сказал, что реинтеграция невозможна.
А Захарченко в апреле заявил, что «ДНР ни под каким предлогом не вернется под юрисдикцию Украины. Основные разногласия между нами и Киевом не исчезли. На самом деле они с каждым днем становятся сильнее».
Уже в начале мая, когда Пушилин изменил свою позицию и сообщил, что ДНР готова вернуться на условиях автономии, Захарченко заявил:«Мы не автономия, мы не федерация, мы отдельное государство ДНР. Ни в коем случае мы не построим отношения с Киевом так, будто мы являемся частью Украины».
А теперь — «отдельные районы с особым статусом (или их ассоциации) являются неотъемлемой составной частью Украины«?
Дьявол кроется в деталях
Напомним, что не так давно от президента РФ Владимира Путина прозвучало, что он готов «повлиять» на ДНР и ЛНР в вопросах соблюдения минских договоренностей, но при условии, что:
«Должна быть проведена конституционная реформа, которая гарантирует права автономии в соответствующих областях непризнанных республик. Кроме того, должен быть принят закон о местных выборах и об амнистии. И все это — как сказано в соглашении — в сотрудничестве с Донецкой и Луганской народными республиками», — сказал Путин.
Вроде, очень обтекаемо. Но «дьявол кроется в деталях».
И этой маленькой деталью нам кажется заявление «главы двух параламентов» Новороссии Олега Царева.
По его мнению, проект Новороссия, который был создан чуть более года назад как ответ на волеизъявления народа, сегодня вынуждено заморожен. И не потому, что он утратил свою актуальность, а потому, что для всех лидеров Донецкой и Луганской республик сегодня вопрос мира стоит превыше всего.