Сенсационная новость, дающая право на осторожный оптимизм в решении проблемы мирного урегулирования ситуации в зоне АТО, пришла из Минска еще во вторник. Участники контактной группы подписали рамочное соглашение, предполагающее создание первых трех «зон безопасности». От линии соприкосновения войска должны быть отведены вглубь территорий на 2км в каждую сторону.
Документ обретет юридическую силу после заверения в Киеве, Луганске и Донецке. Речь идет о демилитаризации районов у Станицы Луганской, Золотого и Петровского. Торжеству здравого смысла предшествовали три месяца бесплодных переговоров, которые периодически оживляли разноплановые скандалы. На этом фоне весьма показательно выглядит высказывание руководителя украинских переговорщиков Леонида Кучмы: «…мы здесь для разговоров, а не принятия решений. Запад эту кашу заварил – пускай теперь сам и расхлебывает…».
Собственно, так и произошло. Европа в лице министров иностранных дел Германии и Франции, специально прилетавших в Киев на прошлой неделе, совсем не в дипломатической форме потребовала от Петра Порошенко беспрекословного выполнения Минских договоренностей. Очередной план Штайнмайера-Эйро таков: вначале три зоны безопасности, потом – десять, затем — принятие изменений в Конституцию, выборы, амнистия, возвращение контроля над границей. Понять настойчивость Берлина и Парижа можно. Рейтинги правящих элит стремительно приближаются к нулевой отметке, а выборы совсем скоро.
Однако, определение ими образцово-показательных зон безопасности красноречиво говорит о том, что Донбасс вновь хотят «развести». О пути к устойчивому миру речи не идет. Это всего лишь желание Запада выиграть время для решения собственных проблем.
Станица Луганская
Она вплотную примыкает к Октябрьскому району Луганска, но находится на противоположном берегу Северского Донца. В настоящее время линия фронта проходит по реке вплоть до поселка Счастье. При отводе войск ВСУ должны будут покинуть населенный пункт, а ВСН – оставить укрепленные позиции на берегу. В военно-политическом отношении это ничего не меняет.
Украинская мотострелковая бригада отойдет от границ поселка буквально на десяток метров, оставив в нем «силы правопорядка». Это отряды спецназа МВД, которые не включены в боевое расписание. Наступление на данном участке местности никогда не планировалось, поскольку ВСУ не располагают инженерно-понтонными подразделениями для форсирования водной преграды. У ВСН здесь также нет крупных сил, поскольку они занимают высокий берег, для обороны которого вполне достаточно небольших опорных пунктов.
Ничего серьезней тревожащего огня из пулеметов в этом районе до сих пор не происходило, поскольку попросту невозможно в силу рельефа и характера позиций. Так что создание «зоны разведения» ничего не изменит.
Поселок Золотое
Это крайняя точка, до которой продвинулись ВСН во время последнего наступления на стратегически опасном участке для украинской обороны. Зона действительно особая. Горняцкий поселок находится в «рукотворном ущелье» между огромными терриконами, достигающими в высоту 600м и более, поскольку местные шахты существуют с 1860-го года. Столь сложный рельеф в настоящее время не дает тактических преимуществ ни одной из сторон. Контроль самого поселка с военной точки зрения не представляет никакого интереса. Гораздо важнее занимать господствующие высоты.
На создании «зоны безопасности» в этом районе явно настаивала ОБСЕ. При ее активном участии еще весной на украинской стороне поселка возвели единственный КПП, через который можно пересекать линию фронта на машине. По «случайному» совпадению он находится ровно в двух километрах от линии фронта. ОБСЕ крайне важно продемонстрировать миру практический результат собственной гуманитарной деятельности, поскольку «ничейный» пункт пропуска действительно существенно облегчит жизнь населению, вынужденному в силу обстоятельств перемещаться между территориями.
Однако, при отходе ВСН вынуждены будут оставить терриконы. Если данные соглашения вслед за всеми предыдущими договоренностями пойдут прахом, то кровопролитных боев избежать не удастся, поскольку украинская сторона получает явное тактическое преимущество.
Петровское – одно из двенадцати
По ряду объективных оценок, это небольшой поселок в Еленовском районе. Хотя «Петровских» в ДНР больше десятка. Двухкилометровое разъединение несколько улучшит гуманитарную ситуацию, но в военном плане наибольшую ценность имел бы отвод ВСУ от самой Еленовки, Марьинки или Красногоровки. По меньшей мере, они прекратили бы обстреливать жилые кварталы Донецка.
Косметические меры, безусловно, немного упростят жизнь части мирного населения, но никак не изменят ситуацию на самых опасных участках фронта. А она там может взорваться в любой момент.