Недавно американское агентство Standard and Poor’s в очередной раз понизило суверенный кредитный рейтинг России до уровня «BB+». Некоторые СМИ сразу окрестили его «мусорным» и «спекулятивным», хотя в русском языке есть и более емкие выражения. Шум, который им удалось создать, отряхнул от пыли страшное слово «ДЕФОЛТ», которое стало медленно подниматься над горизонтом.
В такой ситуации украинские чиновники массово превратились в одно большое ухо и прильнули к полам своих кабинетов, чтобы первыми услышать грохот падающего тела. Если помните, один из их предшественников называл его «Колоссом на глиняных ногах». Невежливо заставлять людей долго ждать в полном неведении, поэтому прикинем их шансы на получение удовольствия.
Дежавю: однажды это уже было
В современной истории Российское государство уже видело и переживало схожую ситуацию в 1998 году. Нежелательных совпадений с сегодняшним днем достаточно много. Во-первых, это резкое падение цен на углеводороды. Тогда этому способствовал азиатский кризис, сейчас – необъявленная война между сланцевой добычей из США и традиционной из Саудовской Аравии. Отметим, что себестоимость одной бочки в Штатах составляет порядка 40 долларов, а арабам она обходится раз в 10 дешевле. Можете себе представить до какого уровня они готовы снижать цену.
Во-вторых, ситуация на валютном рынке. Рубль уже торгуется на абсолютном минимуме. О его дальнейшем движении даже не хочется думать. Шестнадцать лет назад совокупность этих двух факторов подвела черту под национальной экономикой, и правительство было вынуждено объявить дефолт.
Третьим неприятным сходством является политика американского Федрезерва. Он заявил о повышении доходности своих долгосрочных облигаций на один процентный пункт. Это усилило отток иностранных капиталов с рынков развивающихся стран, в число которых входит и Россия.
Как видим, макроэкономическую ситуацию сложно назвать простой. Санкции существенно добавляют неопределенности, а действия рейтинговых агентств только разогревают публику. Фактически они принуждают держателей ценных бумаг срочно от них избавляться. Это означает, что одномоментно может потребоваться серьезная валютная масса, которой попросту не успеют найти и тогда, как утверждают недруги, наступит конец «путинской России». Разберемся и с этим.
Что скрывается за рейтингом «ВВ+»
Снижение рейтинга до данного уровня свидетельствует лишь о том, что государство или крупные корпорации, исполняющие свои финансовые обязательства в полной мере, столкнулись со «значительной неопределенностью», которая способна негативно влиять на степень кредитных рисков. В нашем случае, говорят о дальнейшем ухудшении финансовой и деловой конъюнктуры. Но, не более того.
Заметьте, что два других оценщика Moody’s и Fitch, рейтинг РФ не изменили. Он, как и прежде, остается в инвестиционном сегменте. Соответственно, Baa3 и BBB-. Там считают, что государство проводит последовательную политику, сохраняет госдолг на низком уровне и постоянно увеличивает чистые иностранные активы, которые на сегодняшний день составляют порядка 20% ВВП.
Также отмечается гибкость бюджетного финансирования. Согласно предварительным расчетам, в 2015 году дефицит не превысит 3,7% ВВП и частично покроется из Резервного фонда. Все возможные потери будут компенсированы путем снижения курса национальной валюты. Только за прошлый год данная схема действий позволила увеличить накопления в полтора раза, а их суммарный объем превысил 10 трлн.руб.
В данной ситуации нельзя сбрасывать со счетов и международные резервы, которые сегодня составляют 379,4 млрд. долларов. По этому показателю наша страна входит в десятку самых богатых мировых держав. По высказыванию многих серьезных аналитиков, крупные инвесторы, наоборот, готовы скупать российские бонды при дальнейшем снижении их стоимости. Шансы на их рост гораздо выше вероятности дефолта.
Дефолта не будет
Не все, наверное, знают, что само понятие «дефолт» хотя и считается синонимом слов «кризис и девальвация», но таковым не является. Речь идет о невозможности государства рассчитаться по долгам. С этой позиции и оценим текущую ситуацию.
На начало прошлого года Россия была должна $728,86 млрд. В структуре долга $41,5 млрд. были за органами государственного управления, $10,4 млрд. – за Центробанком, $171,1 млрд. – за другими финансово-кредитными учреждениями и еще $376,5 млрд. должны различные сектора экономики. Западные санкции фактически закрыли доступ к внешним заимствованиям, поэтому весь процесс пошел в сторону погашения задолженностей. В конечном итоге, суммарный внешний долг сократился примерно на 35%.
Не будем забывать, что в сладкие годы дорогой нефти Москва активно скупала золото. В связи с этим много говорили о массовом оттоке капитала и пытались увязывать его с самыми разными событиями. На самом деле правительство формировало «подушку безопасности» из благородного металла, которая выросла до исторического максимума и превысила 1.100 тонн.
В 2015 году необходимо выплатить кредиторам всего 120 млрд. долларов. Еще процентов 30 к этой сумме был способен добавить массовый сброс ценный бумаг. Но, его, как мы уже выяснили, не предвидится. Согласитесь, что даже в таких жестких условиях Россия, благодаря «толстому слою жира», способна продержаться еще, как минимум, лет пять.
Последним весомым аргументом против дефолта можно считать коротенькую фразу китайского лидера Си Цзиньпина, сказанную Владимиру Путину во время последней встречи на высшем уровне. Ее перевели примерно так: «В сложной ситуации мы окажем вам любую поддержку». Когда такое говорит лидер самой мощной экономики мира, «наши западные партнеры» должны начинать бояться.
Европа и США российского дефолта не переживут
После того, как на душе стало немного спокойнее, давайте представим гипотетические последствия банкротства такого огромного государства, как Российская Федерация. Это легко сделать, поскольку многие хорошо помнят события шестнадцатилетней давности: рубль рухнул на 400%, большинство предприятий встали, как вкопанные, резко пошел отток банковских вкладов, полки продовольственных магазинов опустели. Одновременно начался настоящий кошмар в государствах постсоветского пространства: Белоруссия, Казахстан, Молдова, Украина. Список можно продолжать и дальше.
Такого больше не повторится никогда. В современной России нет критических зависимостей от импорта, как это было в 1998 году. Все взаиморасчеты внутри Евразийского экономического союза ведутся в рублях, поэтому колебания валютных пар определяющего значения не имеют. Простой человек, безусловно, будет ограничен в реализации некоторых своих потребностей, но жизненно важные аспекты останутся незатронутыми. А если из магазинов исчезнут ананасы, мы распашем газоны перед домом и вырастим их сами. Поверьте, у нас получится. Но до их полного вызревания многие наши «партнеры» вряд ли доживут.
Смотрите сами, в прошлом году товарооборот со странами Еврозоны превысил 450 млрд. евро. Когда у страны нет денег, она может только продавать. Поэтому движение товаров пойдет лишь в одну сторону. Россия это огромный рынок сбыта, и когда он закроется, должны будут остановиться все предприятия, которые работали на данном направлении. Начнется лавинообразный процесс, который затронет все сферы спокойной и обеспеченной жизни. Если бы во Франции в это время еще существовала Бастилия, то ее бы взяли повторно. И это еще не все.
Российские нефтяные гиганты брали кредиты в американских и европейских банках. Как говорилось выше, речь идет о нескольких сотнях миллиардов долларов. При дефолте никаких выплат не бывает, а долги либо списываются, либо реструктуризируются, т.е. переносятся на неопределенный период. Чем это закончится для тамошнего банковского сектора понятно без лишних слов.
И, наконец, в качестве компенсации убытков будут предъявлены к оплате ценные бумаги Соединенных Штатов. Сколько их у Москвы можно только догадываться. Доподлинно известно другое: если это сделать одновременно с Пекином, то доллар, как валюта для международных расчетов, перестанет существовать. Вспомните пророчество Ванги: «Однажды океанские воды океана поглотят Америку и Европу, а Россия станет властелином мира». Как вы считаете, оно сбудется?