Прямо из кулуаров мюнхенского саммита по безопасности все мировые информационные агентства вынесли сенсационную новость: Порошенко готов признать автономию Донбасса. Правда, только через всеукраинский референдум о федерализации. Именно потому, что она полностью противоречит риторике, прозвучавшей на дискуссионных площадках, можно сделать вывод, что Европа попала в цугцванг.
Каждый следующий ход — плохой
В шахматной терминологии «цугцванг» означает, что у одного из противников не осталось возможностей для улучшения ситуации. Любой последующий ход будет заведомо плохим и неизбежно приведет к поражению. Применительно к геополитике это означает, что в Евросоюзе полностью осознали весь ужас конечной точки маршрута, по которому его направили Соединенные Штаты — холодная война с Россией на истощение ресурсов.
Дальнейшее усиление санкций и расширение зоны изоляции теоретически возможны. Но, все прекрасно понимают, что зверь, загнанный в угол, всегда бросается на своего преследователя. Он пренебрегает опасностью и игнорирует любые условности, в т.ч. отсутствие шансов на победу. Обычное чувство самосохранения не позволяет Европе двигаться по этому пути.
С другой стороны, недвусмысленные заявления нового премьер-министра Греции говорят о том, что сотни миллиардов французских и немецких евро могут оказаться истраченными напрасно. Афины готовы поддержать Москву, выйти из ЕС и требуют реструктуризировать долги. Невольно начнешь задумываться о возможности повторения подобного сценария: Украина чуть ли не в четыре раза больше по численности населения, казна пуста, промышленность на грани развала. Плюс, затяжной военный конфликт, оплачивать который европейцам нужно из своего кармана. А Киев, чуть ли не каждый день назойливо требует: дайте еще денег.
По-хорошему, надо бы отказать и бросить Порошенко на произвол судьбы. Но сделано слишком много явных политизированных жестов, направленных на создание образа Президента Украины, как полноправного члена когорты европейских лидеров. Поэтому так поступать тоже нельзя. Остается одно соломоново решение — обменять финансовую помощь на автономию самопровозглашенных республик. И Москве, и Брюсселю оно подходит идеально. А как же тогда быть Петру Порошенко?
Де-факто федерализация уже произошла
Если внимательно присмотреться к украинской реальности, то станет понятно, что после государственного переворота в стране образовались два независимых друг от друга центра влияния: Киев и Днепропетровск. Приснопамятный олигарх Коломойский отхватил себе лакомый кусок территории, а также заявил о возможном присоединении еще нескольких областей. Он располагает собственной армией, состоящей из порядка сорока батальонов «Правого сектора», и, как минимум, готов проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику. О чем красноречиво поведал прессе его заместитель Геннадий Корбан в интервью журналистке «Hromadske.tv».
Всем остальным желающим забрать имущество клана «Донецких» пришлось довольствоваться тем, что осталось. Точнее, они решили его попросту уничтожить. Иначе, логично обосновать разрушение инфраструктуры, шахт и предприятий Донбасса невозможно. Фактически Центр, не оставляя надежды получить свою долю контрибуции, требует от США поставить летальные вооружения для оснащения только «своей армии», т.е. ВСУ.
Сегодня борьба уже идет не между Украиной и Новороссией, а между двумя крупнейшими олигархическими структурами. Цель Киева – бросить в пекло как можно больше боевиков Яроша, чтобы ослабить Днепр. Именно поэтому мы видим очередной масштабный «котел» под Дебальцево, который обещает западным украинским землям очередную порцию горя. При таком раскладе она может запросто заполнить чашу терпения местных жителей до краев. Морально они уже готовы отделиться либо присоединиться к кому угодно, лишь бы окончательно не обезлюдить.
Самое прискорбное, что нынешней киевской власти неинтересен ни Восток, ни Запад. Задача одна – взять то, что еще можно взять и затем резко слиться подальше от этого кошмара. Скорее всего, так и произойдет, а Порошенко с Яценюком повторят судьбу Горбачева или Януковича. Однако, это будет не завтра и даже не послезавтра.
Идея референдума бесперспективна
В сегодняшних условиях проводить референдум бессмысленно, поскольку общество, зомбированное лозунгами типа «Украина – это одна нация и единая страна», лишено возможности мыслить самостоятельно. Даже если в бюллетенях поставить вопросы максимально корректно, все равно добиться ожидаемого результата не удастся. Нужно проводить массированную разъяснительную кампанию. Для этого требуется время, деньги, определенная внутриполитическая и экономическая ситуация. Как переформатировать общественное сознание, длительное время подверженное совершенно иным идеям? Это физически невозможно.
Да, Европа в цугцванге. Совсем не об этом она думала, заставляя Украину подписывать бессмысленное интеграционное соглашение. Зато Америка чувствует себя прекрасно. Сценарий, написанный в Белом Доме, продолжает выполняться: союз Китая со слабеющей Россией пока не способен сформировать мощный полюс влияния, враждебный Штатам. Мир по-прежнему остается однополярным.
Вашингтон будет поддерживать текущую ситуацию морально и материально. Украинская властная верхушка также заинтересована в военных действиях, поскольку конечные цели передела собственности пока не достигнуты: и киевским, и днепропетровским все еще мало. Антивоенные митинги запрещены, а их участники будут подвергаться административному преследованию. Основные СМИ подконтрольны олигархам, поэтому ничего лишнего не сболтнут. В конце концов, совершенно неважно, какие вопросы задавать на референдуме. Важно правильно подсчитать голоса. А в этом аспекте Киев достиг совершенства.