В конце февраля завершается текущая программа финансовой помощи Греции, а переговоры о дальнейшем ее продолжении зашли в тупик. Если консенсус не будет найден, то время, в течение которого экономика страны сможет «простоять на ногах», будет исчисляться в неделях. Потом она с грохотом рухнет и в Европе наступит финансовый Армагеддон. Греческий дефолт мощно ударит по всей банковской системе Евросоюза и, в первую очередь, серьезно пострадает население стран-кредиторов. Ударная волна всколыхнет государства с «плохими» долгами — Испанию, Португалию, Кипр и даже спокойную Голландию. Они справедливо потребуют аналогичных преференций либо выхода из еврозоны. Дальше начнется эффект домино, и ЕС может исчезнуть с поверхности планеты навсегда.
Зачем это грекам?
На сегодняшний день Афины должны свыше €320 млрд., что составляет порядка 180% ВВП. Вернуть такие средства физически невозможно, поскольку только на обслуживание кредитов уходит по нескольку миллиардов евро ежемесячно. Провести самостоятельное рефинансирование без новых внешних заимствований страна также не в состоянии. А на это денег никто не даст, поэтому и получается замкнутый круг, разорвать который можно только списав долги. После этого страна вернется к своей обычной жизни.
Именно это и потребовал в ультимативной форме греческий премьер-министр Алексис Ципрас от Брюсселя. В противном случае он пригрозил официально объявить дефолт, вернуться к прежней национальной валюте и попросить немного денег для восстановления работы банковской системы в Китае, России либо в Соединенных Штатах. В данном случае речь идет всего о десятке миллиардов евро максимум.
В конечном итоге в стране прекратится насильственная приватизация инфраструктуры, будут убраны многие непопулярные налоги, в число которых входят подати на превышение уровня минимальной заработной платы. Ради этого руководство страны «поставило на кон» все, что у него было в карманах, в полной уверенности в победе над фрау Меркель с сотоварищами. Ждать осталось недолго.
Чего боятся чиновники Евросоюза?
Фактически им нужно выбрать один из трех плохих путей: списать долги, провести еще одну реструктуризацию, или просто выставить Грецию за порог ЕС. На принятия решения остается меньше недели, а вариант с минимальным экономическим и политическим ущербом до сих пор не найден.
Выход из Евросоюза Брюсселю сегодня по-прежнему невыгоден, поскольку это можно было сделать еще пять лет назад, когда госдолг достиг 140% ВВП и признаки дефолта не были видны только слепому. Задолженность фактически списали, назвав эту манипуляцию реструктуризацией. В нынешнем году политическая ситуация еще более сложная. На предстоящих парламентских выборах в Эстонии, Финляндии, Португалии, Испании, Великобритании и Польше подавляющее большинство могут получить социалисты. Это неизбежно приведет к усилению влияния России, к которой они всегда относились с должной симпатией.
Списывать и реструктуризировать долги также нельзя, т.к. сходные проблемы существуют во многих странах Еврозоны. Они совершенно справедливо имеют на это точно такое же право. Опять же, на этом поприще объединились Москва и Вашингтон, преследующие свои индивидуальные цели, но на словах обещающие Греции всестороннюю поддержку. Россия, к примеру, может открыть свой рынок для греческих сельхозпроизводителей, а это — примерно полмиллиарда чистого дохода ежегодно. Соединенные Штаты, говоря о своем сочувствии проблемам маленького государства, просто желают ослабить Евро, вызвав отток капитала через океан.
Чем дело кончится?
По средиземноморской традиции конфликтующие стороны должны сойтись для переговорного процесса трижды. Скорее всего, Греция получит очередной кредит ЕЦБ под очень выгодный для себя процент – что-то в районе 0.05%. О существовании такой возможности недавно обмолвился его председатель Марио Драги. Однако, его слова вызвали крайне негативную реакцию со стороны официального Берлина и, в частности, Deutsche Bundesbank. Немцы прекрасно умеют считать свои деньги.
Согласно последним сообщениям из Брюсселя, стороны договорились продолжить консультации и отложили принятие окончательного решения на четыре месяца. В этот период кредиторы резко усилят всестороннее давление, чтобы поставить «строптивую лошадку» в стойло, а заемщики отправятся за гарантиями поддержки своей стратегической линии по странам и континентам. Финансовый Армагеддон отложен, но его угроза вполне реальна.