Патриотический подъём после победы в Отечественной войне 1812 года привлёк внимание российской общественности и императора Александра I к проблеме национального гимна. Собственно, большой проблемы в этом не было, гимнов существовало даже два, правда, оба считались неофициальными. Первый — торжественная песня «Гром победы, раздавайся!» на стихи Гаврилы Державина, бравурная мелодия в ритме полонеза композитора Осипа Козловского. Написана в 1791 году по случаю взятия турецкой крепости Измаил. И второй — «Коль славен наш господь в Сионе», в чистом виде религиозный гимн с протяжной мелодией, на музыку Дмитрия Бортнянского и на слова Михаила Хераскова. Исполнялся с 1794 года.
Оба гимна исправно выполняли свои церемониальные функции. Отмечалось даже определённое удобство в том, что гимнов два. Торжества с военным парадом и салютом проводились под «Гром победы…», а церемониалы, требующие сдержанности, например, траурные — под «Коль славен…».
Но император Александр I думал иначе, во всяком случае, в 1816 году. Тогда Англия считалась главным союзником Российской империи, в России были сильны англофильские настроения. И вот однажды в Варшаве на церемонии встречи русского императора вдруг зазвучал английский гимн God, save the King — «Боже, храни короля!» Это была дерзкая выходка брата императора, великого князя Константина. Однако князь угадал общее настроение — государю мелодия понравилась, поэт Василий Жуковский написал текст, в первых строках не очень далёкий от английского оригинала, «Боже, царя храни!» — и Россия обзавелась новым гимном. Официальным, под названием «Молитва русских».
А в 1833 году Россией правил уже Николай I, и в политике дули другие ветры. Отношения с Англией перестали быть идеальными, противоречия позднее даже привели к Крымской войне. К тому же брата Константина, известного англомана, Николай недолюбливал. В тот год император совершал визиты в ряд европейских стран, и был расстроен, что в разных странах его встречают мелодией английского гимна. По возвращении царя в Россию был объявлен общенациональный конкурс на мелодию нового гимна.
Победила, по мнению царя, оригинальная мелодия композитора Алексея Львова, ему была подарена золотая табакерка. Мелодию «Боже, царя храни!» (теперь гимн официально так назывался) положили на первоначальный текст Жуковского, но вместо шести куплетов использовали только шесть строк. Текст, предложенный Пушкиным, не прошёл, «Боже, царя храни!» официально был гимном до 1917 года.
Справедливости ради следует добавить: английский гимн был государственным также и в Германской империи, и в королевстве Норвегия. В самой Англии парламент никогда не утверждал God, save the King в качестве государственного гимна, т. е. фактически он неофициальный.
Владимир Царан.